Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. (к семинару) Учитель: Пиняева Т.Ю. ГБОУ г.Москвы СОШ №2079 900igr.net
Цели урока: Образовательная: показать необратимость тепловых процессов; рассмотреть проблемы энергоресурсов Земли, использование нетрадиционных источников энергии; познакомиться с классификацией тепловых двигателей, принципом работы, значением для человека и окружающей среды. Воспитательная: рассмотреть экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей; 2) учить дискутировать и отстаивать собственную точку зрения
Классификация транспорта по типу двигателей: паровая машина двигатель внутреннего сгорания реактивный двигатель паровая и газовая турбина электродвигатель
Классификация транспорта по источнику энергии: Органическое топливо: Электричество Механическая энергия Солнечная энергия бензин солярка керосин природный газ Ядерное топливо
Экологическая карта Москвы.
Преимущества и недостатки: Дизельный двигатель Карбюраторный двигатель + - На 2/3 меньше токсичных выбросов. Более дешевое топливо. Долговечность. Простота устройства. Зависит от температуры запуска (в зимнее время). Сложный ремонт системы питания. Шум. + - Малая масса. Компактность. Высокий КПД (25-30%). Высококачественное топливо. Сложная конструкция. Большая скорость вращения вала двигателя. Выхлопные газы. Шум.
Один из путей уменьшения загрязнения окружающей среды- использованием в автомобилях вместо карбюраторных бензиновых двигателей дизелей, в топливо которых не добавляют соединения свинца. Перспективными являются разработки автомобилей, в которых вместо бензиновых двигателей применяются электродвигатели или двигатели, использующие в качестве топлива водород.
Данные экологических исследований 1 тонна бензина, сгорая выделяет 500-800 кг вредных веществ, - в атмосферу ежегодно выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа - в состав выхлопных газов входит 1200 компонентов, в том числе оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, оксиды металлов (наиболее вредный – оксид свинца), сажа и прочее. 1 автомобиль выделяет 1000 вредных компонентов Ежегодно в атмосферу выбрасывается 60 млн т вредных веществ, из них 37 млн т - от автотранспорта. Свыше 100 лет назад английский химик Смит ввел понятие кислотные дожди.
Как сберечь свой край?
Как сберечь свой край: Упорядочение транспортного потока. Запрещение проезда грузовых машин. Ограничение въезда в город транзитного транспорта, неисправных транспортных средств. Снижение шума двигателя. Посадка деревьев вдоль дорог.
Тепловые ЭС.
ТЭС работают на органическом топливе и поэтому их строят вблизи мест его добычи. В качестве топлива используется дешевый уголь и мазут. Но это, к сожалению, невосполнимые природные ресурсы, которых хватит лишь на несколько десятков лет. К тому же, в процессе сгорания топлива образуются вредные вещества, неблагоприятно влияющие на окружающую среду.
Во-первых, при сжигании топлива используется кислород из атмосферы, вследствие чего содержание кислорода в воздухе постепенно уменьшается. Во-вторых, сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа. В третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера загрязняется азотными и серными соединениями, вредными для здоровья человека. А автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают в атмосферу две-три тонны свинца.
Парниковый эффект Выбросы вредных веществ в атмосферу- не единственная сторона воздействия энергетики на природу. Согласно законам термодинамики производство электрической и механической энергии в принципе не может быть осуществлено без отвода в окружающую среду значительных количеств теплоты. Это не может не приводить к постепенному повышению средней температуры на Земле. (за счет нагрева атмосферы с повышенным содержанием в ней СО2 и паров воды(ощущение духоты, утомляемость)) Одно из направлений, связанное с охраной окружающей среды, это увеличение эффективности использования энергии, борьба за её экономию.
Отрицательные последствия использования тепловых машин: Потепление климата Загрязнение атмосферы Уменьшение кислорода в атмосфере Решение проблемы: Вместо горючего использовать сжиженный газ. Бензин заменить водородом. Электромобили. Дизели. На тепловых электростанциях использовать скрубберы, в которых сера связывается с известью. Сжигание угля в кипящем слое.
Анкета Жак Кусто : «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу» Анкета (оценка уровня экологической воспитанности учащихся) 1. Дать оценку своих экологических знаний, полученных в школе (по пятибалльной шкале). 2. Выбрать варианты, которые отвечают вашим взглядам: А) нечего ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача; Б) природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник; В) не будем, однако, обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из таких побед имеет , правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь – совсем другие, непредвиденные последствия, которые часто уничтожают значение первых.