Постулаты Н. Бора Подготовила учитель физики Гусева Наталия Павловна МОУ СОШ №41 г.Саратов 5klass.net
1.Изучить квантовые постулаты Бора 2.Модель атома водорода Бора 3.Показать значение теории Бора в развитии физической науки Цель урока
Задачи урока: Образовательная: изучить постулаты Бора , раскрывающие основные свойства атома, их значимость в развитии физической науки. Применять полученные знания при решении задач. Развивающая: развивать логическое мышление, правильную речь, естественнонаучное миропонимание о строении вещества. Воспитательная: воспитывать стремление учащихся демонстрировать собственные достижения, объективно оценивать свои умения применять знания.
План урока 1. Организационный момент(1-2мин) 2.Проверка домашнего задания и актуализация изучаемой темы(6-8мин) 3.Изучение нового материала(12мин) 4.Физические упражнения для профилактики утомляемости на уроке (3 мин) 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (5мин) 6. Закрепление новых знаний (10 мин) 7. Итоги урока. Рефлексии (4мин) 8.Организиция домашнего задания(1мин)
ТЕСТ №1 Проверка домашнего задания
1. Принятая в настоящий момент в науке модель структуры атома обоснована опытами по... растворению и плавлению твердых тел ионизации газа химическому получению новых веществ рассеянию a-частиц Ответ: d.
2.В опыте Резерфорда альфа частицы рассеиваются... электростатическим полем ядра атом электронной оболочкой атомов мишени гравитационным полем ядра атома поверхностью мишени Ответ: а
3.На рисунке показаны траектории aльфа частиц при рассеянии их на атоме, состоящем из тяжелого положительно заряженного ядра Z+ и легкого облака электронов е–. Какая из траекторий является правильной? Только 1 Только2 И 1, и 2 Ни 1, ни 2 Ответ: b
4.Какое утверждение соответствует планетарной модели атома?
5.На рисунке изображены схемы четырех атомов. Черными точками обозначены электроны. Атому соответствует схема.. a b c d Ответ: b
6.Сравните массы частиц, фигурирующих в объяснении опыта Резерфорда: масса альфа частицы – Мa, масса ядра атома золота МAu, масса электрона – Ме A B C D Ответ: c МAu » Мa >> Ме МAu > Мa >> Ме МAu >> Мa >> Ме МAu » Мa < Ме
Изучение нового материала Датский физик Нильс Бор (1885--1962).
I постулат ( стационарных состояний) Атомная система может находиться только в особых стационарных или квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия En. В стационарных состояниях атом не излучает энергию, при этом электроны в атомах движутся с ускорением.
Демонстрация модели атома Бора (1С: Образование 3.0)
II постулат (правило частот) Излучение света происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией E k в стационарное состояние с меньшей энергией En. Энергия излучённого фотона равна разности энергий стационарных состояний:
Модель атома водорода по Бору
Демонстрация диаграммы энергетических уровней атома водорода(1С: Образование 3.0; рис. V, 3 на цветной вклейке в учебнике)
Демонстрация анимации модели атома по Шредингеру (1С: Образование 3.0)
Первичная проверка понимания учащимися нового материала Фронтальный опрос
1. Какие затруднения вызвала модель Резерфорда для объяснения процессов излучения энергии атомами? Ядерная модель Резерфорда просто обосновывала экспериментальные данные, но не позволяла объяснить устройство атома исходя из классических законов физики.
2. Сформулируйте первый постулат Бора Атомная система может находиться только в особых стационарных или квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия En. В стационарных состояниях атом не излучает энергию, при этом электроны в атомах движутся с ускорением.
3. Сформулируйте второй постулат Бора. Излучение света происходит при переходе атома из стационарного состояния с большей энергией E k в стационарное состояние с меньшей энергией En. Энергия излучённого фотона равна разности энергий стационарных состояний
4.В чём заключаются противоречия между постулатами Бора и законами классической механики классической электродинамики? Как следует из постулатов, вопреки классической электродинамике электроны движутся по замкнутым орбитам и электромагнитные волны при этом не излучают.
5. При каком условии происходит излучение, а при каком условии происходит поглощение энергии атомом? При поглощении света, атом переходит из стационарного состояния с меньшей энергией в стационарное состояние с большей энергией. При излучении атом переходит из стационарного состояния с большей энергией, в стационарное состояние с меньшей энергией.
6. Какого значение теории Бора в развитии физической науки? Явилась важным этапом в развитии квантовых представлений о строении атома. Позволила определить радиусы орбит энергию стационарных состояний частоты излучения
6.На рисунке12.4,стр278 изображена диаграмма энергетических уровней атома водорода. Энергия ионизации атома равна: а)0; б)3.4эВ; в)0.54эВ; г)13.6эВ ОТВЕТ 13.6эВ. Энергия ионизации - энергия, которую нужно затратить для перевода электрона из основного состояния в состояние с нулевой энергией. Исходя из диаграммы , в основном состоянии электрон имеет энергию Е = -13.6эВ.)
7.Сколько квантов ( с различной энергией) может испускать атом водорода, если электрон находится на третьем возбужденном уровне.) (рис12.4,стр278) ОТВЕТ Атом водорода может испускать кванты с тремя различными энергиями .Возможные переходы : n=3 ---n=1,n=2--- n=1, n=3--- n=2.
Закрепление новых знаний
1Уровень сложности Решить задачу у доски (возможна помощь учителя)
Задача№1728 Степанова Г.Н. Решение
Задача №1724 СтепановаГ.Н. Решение
2. Уровень сложности задания ТЕСТ №2
1.Электрон, связанный с атомом, при переходе с более удалённой орбиты на менее удалённую от атома орбиту в момент перехода…… ОТВЕТ излучает энергию
2.С ростом главного квантового числа n (энергитического уровня атома) энергия стационарного состояния атома…… ОТВЕТ увеличивается
3. Электрон в атоме водорода перешёл с первого энергетического уровня на третий. Как при этом изменилась энергия атом? ОТВЕТ увеличилась
3.Диаграмма свидетельствует о том, что атом a. только поглощал фотоны. b.только испускал фотоны c.и поглощал, и испускал фотоны d.ни поглощал, ни испускал фотоны Ответ: b
4. На рисунке представлена диаграмма энергетических уровней атома. Какой из переходов в спектре поглощения атома соответствует наименьшей частоте? ОТВЕТ 4
5. Длина волны для фотона, излучаемого атомом при переходе из возбужденного состояния с энергией Е1 в основное состояние с энергией E0, равна... (с - скорость света, h - постоянная Планка) 1. (E0-E1)/h 2. (E1-E0)/h 3. ch/(E1-E0) 4. ch/(E0-E1) ОТВЕТ 3
6. Электрон внешней оболочки атома сначала переходит из стационарного состояния с энергией Е1 в стационарное состояние с энергией Е2, поглощая фотон частотой ν1. Затем он переходит из состояния Е2 в стационарное состояние с энергией E3, поглощая фотон частотой ν2 > ν1. Что происходит при переходе электрона из состояния E3 в состояние Е1? 1. излучение света частотой ν2 – ν1 2. поглощение света частотой ν2 – ν1 3. излучение света частотой ν2 + ν1 4. поглощение света частотой ν2 + ν1 ОТВЕТ 3
3Уровень сложности задания самостоятельно решить задачи Упр13(1,2)
Решение Упр13(2)
Решение Упр13(1)
ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… я приобрел…
Домашнее задание § 94,95.
Использованные материалы и интернет-ресурсы 1. Образовательный комплекс ФИЗИКА, 10–11 класс. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. ( Cистема программ "1С: Образование 3.0") . Раздел « Квантовая и ядерная физика» . CD. 2004г. 2. http://fiz.1september.ru 3.http://studyport.ru 4.http://radik.web-box.ru
Список использованной литературы 1.Мякишев Г. Я., Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. В. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 17-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2008. — 399 с : ил. 2.Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 11 класс.- М : ВАКО.2006.- 464с.- ( В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-348-2 3.Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова.-10-е изд.- М.: Просвещение, 2004.-288 с. : ил. – ISBN 5-09013438-3.