PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Физика / Оптические свойства линз
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Оптические свойства линз


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Оптические свойства линз


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Тема: «Оптические свойства системы линз, сложенных вплотную». Цель: Провести экс
Описание слайда:

Тема: «Оптические свойства системы линз, сложенных вплотную». Цель: Провести экспериментальное и теоретическое исследование оптических свойств линз, сложенных вплотную. 900igr.net

№ слайда 2 Вопросы для повторения. Какие характеристики сферической линзы Вы знаете? (устно
Описание слайда:

Вопросы для повторения. Какие характеристики сферической линзы Вы знаете? (устно) Сформулируйте уравнение Гаусса и величины, в него входящие. (устно) Нарисуйте номограмму для собирающей линзы и объясните, как ей пользоваться. (на доске) Нарисуйте номограмму для рассеивающей линзы и объясните, как ей пользоваться. (на доске) Как и какие стандартные лучи используют для построения изображения в собирающей линзе? (устно) Как и какие стандартные лучи используют для построения изображения в рассеивающей линзе? (устно) Нарисуйте прохождение произвольного луча через собирающую линзу. (на доске) Нарисуйте прохождение произвольного луча через рассеивающую линзу. (на доске) Как найти фокусное расстояние собирающей линзы с помощью линейки?

№ слайда 3 Оборудование. Шесть линз на подставках: две серого цвета – собирающие; две зелен
Описание слайда:

Оборудование. Шесть линз на подставках: две серого цвета – собирающие; две зеленого цвета – собирающие; две серого цвета – рассеивающие; Трибометр, используемый как поставка и как измерительная линейка; Металлический экран белого цвета.

№ слайда 4 Экспериментальное исследование. Измерьте фокусные расстояния F1 серых линз и F2
Описание слайда:

Экспериментальное исследование. Измерьте фокусные расстояния F1 серых линз и F2 зеленых линз. Найдите их оптические силы D1 и D2. Запишите результат в тетради. Сложите вместе две серые линзы, измерьте их общее фокусное расстояние F11, найдите общую оптическую силу D11, запишите результаты в тетради. Какой можно сделать вывод? Сложите вместе две зеленые линзы, измерьте их общее фокусное расстояние F22, найдите общую оптическую силу D22, запишите результаты в тетради. Какой можно сделать вывод? Сложите вместе серую и зеленую линзы, измерьте их общее фокусное расстояние F12 и F21, найдите общую оптическую силу D12 и D21, запишите результаты в тетради. Какой можно сделать вывод?

№ слайда 5 Выводы: Фокусное расстояние системы двух одинаковых линз уменьшилось вдвое, а их
Описание слайда:

Выводы: Фокусное расстояние системы двух одинаковых линз уменьшилось вдвое, а их оптическая сила увеличилась вдвое. Фокусное расстояние системы двух разных линз не зависит от порядка расположения линз и оказалось меньше наименьшего, а оптическая сила системы равна сумме оптических сил линз, составляющих систему. 1/F1 + 1/F2 = 1/F12 = 1/F21 D12 = D21 = D1 + D2

№ слайда 6 Обсуждение вывода Является ли этот вывод абсолютно верным? Мы не можем однозначн
Описание слайда:

Обсуждение вывода Является ли этот вывод абсолютно верным? Мы не можем однозначно ответить на этот вопрос, так как точность наших вычислений невелика, и не потому, что мы пользовались сантиметровыми делениями, а потому, что наши линзы не идеально тонкие. Как можно проверить наш результат? Получить его теоретически для идеальных объектов – абсолютно тонких линз, каковые мы и изучаем.

№ слайда 7 Теоретическое исследование. Проверка с помощью номограмм. До сих пор мы рисовали
Описание слайда:

Теоретическое исследование. Проверка с помощью номограмм. До сих пор мы рисовали номограммы для одной линзы. Как применить их к системе линз? Сделать это просто, если учесть, что f1 для первой линзы является d2 для второй, причем если f1 > 0, то d2 < 0 и наоборот. Найдя с помощью номограммы f1 мы перенесем её на ось 0d с помощью линии, направленной под углом 45о. Найдем f2 и соединим её с d1. Если под получившуюся линию подрисовать квадрат, одна вершина которого находится в начале координат, то его сторона и даст фокусное расстояние системы.

№ слайда 8 Проверка верности построения Как можно проверить верность построения? Посмотрим
Описание слайда:

Проверка верности построения Как можно проверить верность построения? Посмотрим внимательно на уравнение связывающее фокусные расстояния линз: 1/F1 + 1/F2 = 1/F12 Какое уравнение оно напоминает? Уравнение Гаусса, в котором роль d играет F1, а роль f – F2. Каков физический смысл этого выражения? Если мы поместим источник в фокус первой линзы, то после прохождения пучка через неё он станет параллельным ГОО и, следовательно, сойдется в фокусе второй линзы. Поэтому, если провести линию, соединяющую фокусы, лежащие на разных осях, то она должна пройти через вершину квадрата, соответствующего общему фокусу.

№ слайда 9 проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз, которые в данном случае сов
Описание слайда:

проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз, которые в данном случае совпадают; Применение номограммы для двух одинаковых линз. изображение получится в точке f = F1; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = – F1 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы второй линзы; точка, получившаяся на оси f, даёт фокус системы; подстроим под него номограмму системы; из построения видно, что фокусное расстояние системы в два раза меньше фокусных расстояний сложенных линз; сделаем проверку построения, обсужденную ранее.

№ слайда 10 Применение номограмм для двух разных собирающих линз проведем оси d и f и нарису
Описание слайда:

Применение номограмм для двух разных собирающих линз проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз; изображение получится в точке f = F1; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = – F1 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы второй линзы; точка, получившаяся на оси f, даёт фокус системы; теперь поменяем линзы местами, то есть пошлём луч, параллельный ГОО, на вторую линзу; изображение получится в точке f = F2; так как оно является мнимым предметом для первой линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = – F2 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы первой линзы; сделаем проверку построения, обсужденную ранее. мы видим, что вторая прямая прошла через ту же точку на оси f, то есть фокус системы не зависит от порядка линз; построим номограмму системы линз;

№ слайда 11 Проверка с помощью номограмм при произвольном ходе лучей. проведем оси d и f и н
Описание слайда:

Проверка с помощью номограмм при произвольном ходе лучей. проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз; из произвольной точки d = d1 пошлём луч на первую линзу, то есть проведем линию, соединяющую d1 и вершину номограммы первой линзы. изображение получится в точке f = f1; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d2 = – f1 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы второй линзы; на оси f получилась точка f2, дающая положение изображения в системе двух линз; теперь поменяем линзы местами, то есть пошлём луч из точки d = d1 = d1 на вторую линзу; изображение получится в точке f = f1 ; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d2 = – f1 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы первой линзы; вторая прямая прошла через ту же точку f2 на оси f, то есть положение изображения не зависит от порядка сложения линз; соединим точки f1 и d1, и подстроим под получившуюся прямую квадратик, соответствующий номограмме системы; сделаем проверку построения, обсужденную ранее.

№ слайда 12 Построение лучей в системе двух разных линз. проведём главную оптическую ось (ГО
Описание слайда:

Построение лучей в системе двух разных линз. проведём главную оптическую ось (ГОО); изобразим линзы и их фокусы; пустим на систему луч, параллельный ГОО, через первую линзу; если бы второй линзы не было, то луч пошел бы в точку F1, то есть на вторую линзу падает луч, продолжение которого прошло бы через F1; для построения луча, прошедшего через систему, проведём побочную оптическую ось, параллельную лучу CF1, до пересечения с фокальной плоскостью (ФП) второй линзы (т.В); соединяем получившуюся точку B с точкой падения луча C; прямая пересекает ГОО в точке фокуса системы F12; поменяем линзы местами, то есть теперь луч, параллельный ГОО, падает сначала на вторую линзу в той же точке C; если бы не было первой линзы, то луч пошел бы в точку F2; для построения луча, прошедшего через систему, проведём побочную оптическую ось, параллельную лучу CF2, до пересечения ФП первой линзы; получившаяся точка D лежит на прямой BC, то есть фокус системы F12 не зависит от порядка линз.

№ слайда 13 Аналитический вывод оптической силы системы линз, сложенных вплотную. Выведем со
Описание слайда:

Аналитический вывод оптической силы системы линз, сложенных вплотную. Выведем соотношение для общей оптической силы системы из уравнения Гаусса. Запишем его для первой линзы: 1/d1 + 1/f1 = D1 отсюда: 1/f1 = D1 – 1/d1 . Но d2 = – f1,, следовательно, уравнение Гаусса для второй линзы 1/d2 + 1/f2 = D2 примет вид: 1/d1 – D1 +1/f2 = D2 или: 1/d1 +1/f2 = D2 + D1 Так как d1 это d для всей системы, а f2 это f для всей системы, то мы получаем: 1/d +1/f = D2 + D1 = D, ч.т.д.

№ слайда 14 Обсуждение аналитического вывода Так как уравнение Гаусса справедливо для любых
Описание слайда:

Обсуждение аналитического вывода Так как уравнение Гаусса справедливо для любых линз, то и полученное соотношение тоже справедливо для комбинации любых линз – как собирающих, так и рассеивающих. Поэтому, перейдем к рассмотрению рассеивающих линз.

№ слайда 15 Нахождение фокусного расстояния рассеивающей линзы Можно ли, опираясь на получен
Описание слайда:

Нахождение фокусного расстояния рассеивающей линзы Можно ли, опираясь на полученное соотношение, найти фокусное расстояние для рассеивающей линзы? Да, если сложить её с собирающей линзой большей оптической силы. Давайте с помощью номограмм проверим его справедливость для трех случаев: 1. Оптическая сила собирающей линзы больше оптической силы рассеивающей; 2. Меньше; 3. Равна.

№ слайда 16 Номограмма для случая, когда D+ > – D – проведем оси d и f и нарисуем номограммы
Описание слайда:

Номограмма для случая, когда D+ > – D – проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз; изображение получится в точке f = F1; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = – F1 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы второй линзы; точка, получившаяся на оси f, даёт фокус системы; теперь поменяем линзы местами, то есть пошлём луч, параллельный ГОО, на вторую линзу; изображение получится в точке f = – F2; получившееся мнимое изображение является действительным предметом для первой линзы, поэтому с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = F2 – положение действительного источника; соединяем получившуюся точку с вершиной номограммы первой линзы и видим, что изображение в системе не зависит от порядка линз; строим номограмму системы; делаем проверку изображения, обсужденную ранее.

№ слайда 17 Номограмма для случая, когда D+ < – D – проведем оси d и f и нарисуем номограммы
Описание слайда:

Номограмма для случая, когда D+ < – D – проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз; изображение получится в точке f = F1; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = – F1 – положение мнимого источника; соединим получившуюся точку с вершиной номограммы второй линзы; точка, получившаяся на оси f, даёт фокус системы; теперь поменяем линзы местами, то есть пошлём луч, параллельный ГОО, на вторую линзу; изображение получится в точке f = – F2; получившееся мнимое изображение является действительным предметом для первой линзы, поэтому с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = F2 – положение действительного источника; соединяем получившуюся точку с вершиной номограммы первой линзы и видим, что изображение в системе не зависит от порядка линз; строим номограмму системы; делаем проверку изображения, обсужденную ранее.

№ слайда 18 Номограмма для случая, когда D+ = – D – F21 = проведем оси d и f и нарисуем номо
Описание слайда:

Номограмма для случая, когда D+ = – D – F21 = проведем оси d и f и нарисуем номограммы обеих линз; изображение получится в точке f = F1; так как оно является мнимым предметом для второй линзы, то с помощью линии, наклонённой под углом 45о к оси d, отметим точку d = – F1 – положение мнимого источника; получившаяся точка совпадает с фокусом второй линзы, поэтому луч выйдет параллельно ГОО на том же уровне, то есть без преломления, следовательно, если пустить луч сначала на вторую линзу, то получится тоже самое.

№ слайда 19 Выводы из построения номограмм В случае, когда D+ > – D– , мы получили систему с
Описание слайда:

Выводы из построения номограмм В случае, когда D+ > – D– , мы получили систему с фокусным расстоянием > 0. В случае, когда D+ < – D– , мы получили систему с фокусным расстоянием < 0. В случае, когда D+ = – D– ,мы получили систему с фокусным расстоянием = , так как в систему вошел луч, параллельный ГОО, и на том же уровне снова вышел луч, параллельный ГОО.

№ слайда 20 Экспериментальное определение фокусного расстояния рассеивающей линзы. Давайте в
Описание слайда:

Экспериментальное определение фокусного расстояния рассеивающей линзы. Давайте визуально сравним оптические силы имеющихся у нас собирающих линз с оптической силой рассеивающей линзы. Соединим вместе рассеивающую линзу с серой собирающей. Получается уменьшенное изображение, следовательно, – D– > D+. Соединим вместе рассеивающую линзу с зеленой собирающей. Получается какое-то искаженное, примерно равное изображение. По-видимому, их оптические силы почти равны. Как же экспериментально найти D– ? Надо соединить вместе две собирающие линзы и одну рассеивающую. Здесь возможны три комбинации: все серые линзы, две серые и одна зеленая, две зеленые и одна серая. Сейчас вы проделаете все измерения, а дома оформите это как лабораторную работу, включив в неё и предыдущие измерения.

№ слайда 21 Итоги. В результате нашего достаточно фундаментального исследования оптических с
Описание слайда:

Итоги. В результате нашего достаточно фундаментального исследования оптических свойств системы линз, сложенных вплотную, мы обнаружили, что оптическая сила системы равна алгебраической сумме оптических сил линз, входящих в систему: D = Di ; 1/F = 1/Fi Но, опираясь на высказывание Рене Декарта: «Главное метод, а не результат», можно считать, что главным результатом нашего урока, было приобретение навыков проведения научного исследования.

№ слайда 22 Домашнее задание. Оформить лабораторную работу. Сделать построение хода лучей дл
Описание слайда:

Домашнее задание. Оформить лабораторную работу. Сделать построение хода лучей для случаев собирающей и рассеивающей линз, разобранных на номограммах. Опираясь на чертеж построения лучей для двух разных собирающих линз, получить формулу 1/F1 + 1/F2 = 1/F12

№ слайда 23 Задачи. Точечный источник света помещен в фокусе рассеивающей линзы. Собирающая
Описание слайда:

Задачи. Точечный источник света помещен в фокусе рассеивающей линзы. Собирающая линза, приставленная вплотную к рассеивающей, превращает падающий на неё пучок лучей в параллельный. Найти отношение фокусных расстояний линз. Предмет расположен на расстоянии d = 18 см от плоско-выпуклой линзы с фокусным расстоянием F = 12 см. Выпуклая поверхность линзы обращена к предмету, плоская поверхность линзы посеребрена. На каком расстоянии f от линзы находится изображение предмета? Ученик привык читать книгу, держа её на расстоянии d = 20 см от глаза. Какова должна быть оптическая сила DОЧК очков, чтобы читать книгу, держа её на расстоянии наилучшего зрения d0 = 25 см? Дальнозоркий человек может читать книгу, держа её на расстоянии не менее d = 80 см от глаза. Какова должна быть оптическая сила DОЧК очков, чтобы читать книгу, держа её на расстоянии наилучшего зрения d0 = 25 см?

№ слайда 24 Получение соотношения 1/F12 = 1/F1 + 1/F2 из чертежа построения хода лучей в сис
Описание слайда:

Получение соотношения 1/F12 = 1/F1 + 1/F2 из чертежа построения хода лучей в системе линз.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru