Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец он все испытал и все проник. А. С. Пушкин Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа Автор работы: учащийся 10 класса МОУ Ильинской СОШ Большаков Анатолий Руководитель: Сидорова О.В., учитель истории МОУ Ильинской СОШ 2011 г. 900igr.net
Великий ученый XVIII в. М. В. Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание. Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из следующего его «Слова похвального... императрице Елисавете Петровне»: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает». (М. В. Ломоносов, Сочинения, т. 4, 1898, стр. 267.) Круг географических интересов Ломоносова был чрезвычайно широк: он изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение; дал замечательный по глубине анализа, силе обобщений и могучему научному предвидению очерк учения о формировании лика Земли; огромны его заслуги в картографии, страноведении и экономической географии, которой он является одним из основоположников, выделившим эту отрасль знаний в самостоятельную науку. В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. на Курострове близ Холмогор в семье помора. Его детские и юношеские годы проходили среди суровой и могучей природы Севера, в тяжелом, полном опасностей труде рыбного промысла на Белом и Баренцевом морях. С ранних лет он был окружен сильными, предприимчивыми людьми, воспитанными в крае, почти не затронутом крепостным правом. Все это помогло развитию у юноши такого характера и такой воли к достижению намеченных целей, при которых стало возможным преодоление невероятных трудностей, стоявших на выбранном им жизненном пути — пути простого крестьянина-помора в науку. В 1730 г. 19-летним юношей он пешком уходит в Москву учиться и в середине января 1731 г. поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию. Начинаются годы систематического, крайне напряженного учения. В 1735 г. с группой лучших учеников его направляют для продолжения образования в Академию наук, откуда он был отправлен в сентябре 1736 г. за границу для изучении горного дела. Прекрасно образованным ученым он возвращается в Петербург (1741) и зачисляется в 1742 г. адъюнктом Академии наук. С этих пор его научная деятельность протекает в среде академических учреждений. Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявшей его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие производительных сил на огромной территории России требовало познания экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают складываться в это время, их природных ресурсов и условий. Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал «экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени научная концепция. До этого, в середине XVIII в. и во второй половине, среди географов безраздельно господствовала описательная — камеральная — статистика; авторы географо-статистических описаний даже близко не подходили к мысли о создании экономико-географических характеристик, об изучении связи хозяйства с природными условиями стран и районов, с их географическим положением. И в этом вопросе, как и во многих других, Ломоносов опередил современную ему научную мысль на много десятилетий. Сам термин «экономическая география», предложенный им, прочно вошел в научный обиход уже только в начале XX в. Термин этот, однако, М. В. Ломоносовым не был случайно обронен, а свидетельствовал о четких представлениях утверждаемой им новой отрасли географических знаний. Только имея в виду такую широту проблемы, можно раскрыть смысл и понять логику системы тех мер, которые Ломоносов пытался провести и частично проводил для пополнения имевшихся в Академии наук экономико-географических сведений о России. Из этих мер самой замечательной была попытка дать общее географическое описание России со значительным преобладанием экономико-географических сведений. Взяв на себя руководство географическим департаментом Академии наук в 1758 г., Ломоносов писал в записке о происхождении и деятельности географического департамента Академии наук: «...мне поручили между протчими и Географический департамент, которую должность приняв, немедленно приложил я крайнее попечение о издании нового, исправнейшего Российского атласа и по возможности верной и обстоятельной Российской географии...» , — и не только физической, но и в большей степени экономической географии России. На это Ломоносов прямо указывает в «Представлении об организации географических экспедиций» (сентябрь 1760 г.): «...весьма не сомневаюсь, что через три года будем... иметь несравненно исправнейшей перед прежним Российской атлас в шестидесяти или семидесяти специальных картах, с отменными украшениями и с политическим и экономическим обстоятельным описанием всея Империи, выключая Сибирь, на которую еще сверх того два или три года употребить должно будет». Здесь Ломоносов говорит о своих планах создания географии России, одной из частей которой должен быть подробный, хорошо изданный атлас, а другой — географическое описание страны. С географической точки зрения очень важна мысль, высказанная Ломоносовым в его критических замечаниях по поводу «Истории Российской империи при Петре Великом» Вольтера, о необходимости при описании нашей страны учитывать неодинаковое значение ее различных частей и обращать особое внимание на наиболее заселенные и экономически развитые центральные районы. Задуманное самим Ломоносовым географическое описание России, как это видно из задач, которые он ставил перед проектируемыми экспедициями, а также из других его предприятий по сбору географических сведений, о чем будет сказано ниже, должно было охватить большой круг вопросов и содержать экономическое описание страны и хозяйственной деятельности населения в связи с природными условиями и на фоне общей характеристики разнообразной русской природы. Таким образом, им была задумана комплексная экономико-географическая работа, замечательная по глубине мысли и широте охвата явлений. Для осуществления этой работы Ломоносов стал собирать географические сведения, рассылал по местам анкету с вопросами, которые при должном заполнении несомненно дали бы основной материал как для географического содержания карт атласа, так и для составления подробного экономико-географического описания России. В этом Ломоносов выступил как прямой продолжатель дела, начатого Татищевым, дела, которое должно было обеспечить составление полной географии России. Разосланная анкета содержала 30 вопросов. Из них часть вопросов целиком носила физико-географический характер. В них спрашивались различные сведения о строении берегов, гидрологическом режиме рек, о том, есть ли крупные возвышенности, «каких где больше зверей и птиц водится?» и т.п. Основными же в анкете являлись пункты, в которых спрашивались экономические сведения в связи с природными условиям». Здесь автора интересовало, на какой реке или озере расположен город и как он размещается на их берегах, какие имеются фабрики и заводы, на каких реках и в каком расстоянии от города они располагаются, где имеются оброчные рыбные ловли и какая рыба в них ловится, где есть усолья и т. п. Обращают внимание две особенности этой анкеты. Прежде всего ее комплексность — в анкете предусматривается сбор экономических, статистических, политических, физико-географических сведений. Самое интересное, что анкета требовала экономических сведений в связи с конкретной природной обстановкой местности. По замечанию Н. П. Никитина, «структура анкеты превращает ее в целую программу экономико-географического изучения нашей страны» . Вторая особенность анкеты — отсутствие резкого разделения сведений по рубрикам. В статистических описаниях того времени такое разделение широко применялось. Вследствие этого отдельные категории сведений давались изолированно друг от друга. Ломоносова же явления интересовали в их взаимной связи и зависимости, что было значительным шагом вперед в методологическом отношении. Ответы на анкету получались академией в течение почти 10 лет. Это затрудняло исправление карт атласа, задерживало их выпуск и не дало возможности Ломоносову приступить к составлению географии России. Однако материалы, собранные им, представляли большую ценность и сослужили хорошую службу делу распространения географических знаний о нашей родине. Ответы на анкету Ломоносова по содержанию отличались от сведений, собиравшихся его предшественниками, например Татищевым. Вместо скупых данных, характеризующих лишь небольшое количество отдельных явлений и создающих тем самым только отрывочное и ограниченное представление о данной местности или населенном пункте, к Ломоносову со всех концов России стекались довольно полные и разносторонние характеристики населенных пунктов. В большом количестве ответов на анкету среди экономических сведений выделялись главные, ведущие факторы, экономику можно было связать с природными условиями. Таких карт предполагалось сделать две: одну для Европейской части России и другую для Сибири. Кроме отметки мест, в которых имеется тот или иной продукт, на них указывались географические сведения и по природе и по экономике; отмечалась судоходность рек, характер судов, пристани, перевозы, волоки, соединение верховий рек, «летние пересухи», высокие горы и др. Все описание, по мнению Ломоносова, должно было поместиться в одной небольшой книге. Для сбора сведений должны были быть использованы самые разнообразные источники: ответы на разосланную анкету («географические ответы», по выражению Ломоносова), составленные к тому времени географические словари («лексиконы российские»), тарифы для взимания пошлин и ряд других самых разнообразных материалов. «Экономический лексикон российских продуктов» не был составлен, но сбор сведений и обработка их продолжались Академией наук долгое время после смерти Ломоносова. Кроме рассылки географических анкет и сбора сведений для «Экономического лексикона» для экономико-географического изучения России, служили и другие задуманные и частично проведенные Ломоносовым работы. В задачу географических экспедиции, которые он проектировал, входило не только определение астрономических пунктов, но и сбор экономико-географических сведений., Ломоносов специально занимался вопросом о выборе места для организации металлургических предприятий и рудников. Обязательными условиями он считал наличие достаточного количества руды, наличие топлива и путей сообщения. Особенно важно было наличие реки, имеющей большое значение в качестве транспортной артерии и для обеспечения водой производства. Он считал необходимым при выборе места для организации рудников и металлургических заводов учитывать и наличие рабочей силы. Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая, что процветание и могущество государства зависят от наличия большого количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд мер к «размножению и сохранению российского народа». Занимаясь экономико-географическими проблемами, Ломоносов всегда связывал их с картографией, считая карту неотъемлемой частью экономико-географического описания. Так, задуманная им география России должна была явиться неотъемлемой частью атласа, сбор экономико-географических сведений проводился в связи с составлением карт. «Экономический лексикон...» сопровождался составлением географических карт с экономико-географическими показателями. Связь экономической географии с картографией Ломоносов подчеркивал введением в науку особого термина «экономическая ландкарта». Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с Физико-географическими условиями и зависимость их от Географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.
В честь М.В. Ломоносова названы минералы: Ломоносовит - минерал, найденный В.И.Герасимовским в пегматитах среди содалитового сиенита в Ловозерском щелочном массиве. Минерал встречен в пластинчато-таблитчатых выделениях размером до 7 х 5 х 0,6 см. Темно-коричневый до черного, некоторые выделения розовато-фиолетовые. Ассоциирует с гакманитом, лампрофиллитом, эвдиалитом, арфведсонитом, микроклином, рамзаитом. Беталомоносовит - минерал, обнаруженный в Ловозерском щелочном массиве, в пегматите, среди содалитового сиенита. Пластинчато-таблитчатые выделения размером до 5 х 4 х 0,3 см. Светлый, желтовато-коричневый, иногда с розовым оттенком. Ассоциирует с микроклином, эгирином, гакманитом, уссингитом, нефелином, рамзаитом, лампрофиллитом, эвдиалитом, мурманитом, сульфидами. Ломоносов работал в минеральном кабинете с 1741г. Развивал представления о связи минералов с вулканизмом, землетрясениями и горообразованием, о длительности геологических процессов и изменении под из действием лика Земли. Михаил Васильевич первый заговорил об атомном строении минералов, о разновозрастности рудных жил. Считал, что образование минералов, включая металлы, происходит и в настоящее время. М.В.Ломоносов фактически самостоятельно открыл основной закон кристаллографии - закон постоянства гранных углов, впервые высказал представления о том, что кристаллы состоят из отдельных шаровых корпускул, уложенных плотнейшим образом, что и определяет форму кристаллов. Основные работы по минералогии: "Слово о рождении металлов от трясения земли.",1757 г. "Первые основания металлургии или рудных дел.", 1763 г.; "О слоях земных и другие работы по геологии."
Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания чувственное восприятие. Теоретические обобщения, и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…». «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды». Природу человека М. В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Идеи на которых строится педагогическая теория М. В. Ломоносова. Положения народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования в плоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. Воспитание. Был сторонником принципа природосообразности. Воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребёнка. «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучения с учётом склонностей детей. Цель воспитания — формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине. Отводил большую роль воспитанию « … Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются». Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности. Метод и условие воспитания — порядок и дисциплина. Нравственное воспитание. Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и Образование. Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития. Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти. Был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний. Русский язык ценил очень высоко, выдвинул идею воспитательного значения русского языка. Вклад в развитие педагогики. Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое мировоззрение, разграничение науки и религии. Был организатором науки и просвещения. Написал первую грамматику на русском языке.
Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление»), затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления»); он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде», эпиграммы). Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми. «Науки юношей питают Отраду старым подают», «Открылась бездна, звёзд полна Звездам числа нет, бездне дна»
Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ко времени, когда жил и творил Ломоносов, физика уже представляла собой относительно развитую науку со своими теоретическими и экспериментальными особенностями, установленными многими поколениями исследователей. В XVII-XVIII вв. учёные-физики причисляли тепло и свет к числу каких-то неощутимых невесомых жидкостей, будто бы находящихся в порах материальных тел или, наоборот, отсутствующих в них. Первый ощутимый удар по этой теории был нанесён атомно-кинетической концепцией строения вещества и законом сохранения материи и движения, установленными Ломоносовым. В работе Ломоносова "Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств" впервые излагались основы кинетической теории тепла. "Теплота тел состоит во внутреннем их движении", — писал учёный. И далее он пояснял: "Внутреннее движение как величина может увеличиваться и уменьшаться, почему разные степени теплоты определяются скоростью движения собственной материи... ".
Наиболее полное изложение теория теплового движения частиц материи получила в работе Ломоносова "Размышления о природе теплоты и холода". Рассматривая различные формы движения материи и её мельчайших частиц, Ломоносов делил их на три вида: поступательное движение, колебательное и коловратное (вращательное). Тепловое движение частиц материи он относил к категории вращательного движения. "Теплота состоит во внутреннем вращательном движении связанной материи", — утверждал учёный. Вот логические выводы Ломоносова, по которым “достаточное основание теплоты заключается”: “в движении какой-то материи” — так как “при прекращении движения уменьшается и теплота”, а ”движение не может произойти без материи”; “во внутреннем движении материи”, так как недоступно чувствам; “во внутреннем движении собственной материи” тел, то есть “не посторонней”; “во вращательном движении частиц собственной материи тел”, так как “существуют весьма горячие тела без...” двух других видов движения — “...внутреннего поступательного и колебательного”, напр. раскалённый камень покоится (нет поступательного движения) и не плавится (нет колебательного движения частиц).
В работах о причине теплоты Ломоносов рассматривал весьма важный вопрос о границах скоростей теплового движения мельчайших частиц материи. Он не ограничивал максимальную скорость этого движения, однако нижним пределом считал полное отсутствие теплового движения в материи. Таким образом, Ломоносов высказал мысль о существовании абсолютного нуля, т. е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи. Однако, подчёркивал он, высшей степени холода на земном шаре нигде не существует, "всё, что нам кажется холодным, лишь менее тёпло, чем наши органы чувств”. Молекулярно-кинетическую теорию теплоты Ломоносов распространил также и на внеземные объекты, объяснив на её основе процесс передачи тепла от Солнца на Землю. Ломоносов заложил первые камни в основание науки о теплоте. Однако понадобилось почти целое столетие, чтобы идеи Ломоносова были приняты официальной наукой и получили дальнейшее развитие.
Одновременно с разработкой молекулярно-кинетической теории теплоты Ломоносов создавал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха. Ломоносов представил Академическому собранию специальную диссертацию “Опыт теории упругости воздуха”, в которой доказывал, что давление воздуха объясняется не какой-то особой “расширительной силой”, а движением частиц самого воздуха, имеющих форму шариков с шероховатой поверхностью. На Академическом собрании с замечаниями по поводу диссертации Ломоносова выступил академик Г. В. Рихман. Он высказал мнение, что диссертация Ломоносова не объясняет, почему упругость воздуха пропорциональна его плотности. Замечание известного физика заставило Ломоносова осуществить серию опытов по проверке закона Бойля. Ломоносов писал, что в его диссертации об упругости воздуха “не хватает объяснения очень известного закона, а именно, что упругость воздуха пропорциональна плотности”. Вскоре великим учёным было подготовлено “Прибавление к размышлениям об упругости”. В этих работах Ломоносов впервые сформулировал основы молекулярно-кинетической теории газов, показал, что при очень больших давлениях упругость газа отступает от закона Бойля.
В своих физических исследованиях Ломоносов уделял большое внимание изучению и объяснению световых явлений, а также теории цветообразования. Ломоносов впервые попытался установить связь между тепловыми, химическими, световыми и электрическими процессами, происходящими в природе. Все эти процессы сводились им к различным формам движения различных групп мельчайших частиц материи в материальной среде — эфире. Кроме того, учёный выдвинул гипотезу о наличии в эфире трёх групп частиц, отличающихся по своим размерам. Каждая группа или род частиц определяет один из основных цветов: красный, жёлтый или голубой. "Прочие цвета рождаются от смешения первых”. Наряду с исследованиями явлений теплоты и света, Ломоносов уделял большое внимание изучению электрических явлений. В XVII-XVIII вв. вопросы статического электричества были практически не изучены. Современники Ломоносова, изучавшие явления электричества, пользовались теми же методами, что и при исследовании тепловых процессов. Они и электричество считали “невесомым флюидом”, разновидностью какой-то мифической жидкости, переливающейся в электризуемое тело. Материалисту Ломоносову было чуждо представление о "невесомых жидкостях”. Русский учёный объяснял электричество так же, как явления теплоты и света, движением мельчайших частичек эфира.
Ломоносову принадлежат несколько работ, посвящённых исследованию атмосферного и статического электричества. Ломоносов писал: “Без всякого чувствительного грому и молнии происходили от громовой машины сильные удары с ясными искрами и с треском, издалека слышным, что ещё нигде не примечено и с моею давнею теориею о теплоте и с нынешнею об электрической силе весьма согласно...”. По существу в этих строках изложено сообщение об открытии электрического поля в атмосфере. Возникновение атмосферного электричества Ломоносов связывал с восходящими и нисходящими потоками воздуха, происходящими в результате различия давления и температур в верхних и нижних слоях атмосферы. Электрические заряды, вызывающие грозовые процессы, являются следствием трения частиц потоков воздуха. Учёный старался открыть закономерности возникновения электричества в атмосфере, чтобы потом использовать их в практике — "отвратить от храмин наших гром".
Широкое развитие в середине XVIII в. экспериментальных исследований в области электричества стимулировало попытки теоретического обоснования электрических явлений. Электрические явления, по мнению учёного, основываются на вращении частичек эфира. Эта теория в своей основе является кинетической. “Электрические явления, — писал Ломоносов, — притяжение, отталкивание, свет и огонь — состоят в движении. Движение не может быть возбуждено без другого двигающегося тела”. Ломоносов объяснял механизм электризации стекла посредством трения: "Через трение стекла производится в эфире коловратное движение его частиц... От поверхности стекла простирается оное движение по удобным к тому особливо водяным или металлическим скважинам". Таким образом, электрические явления, подобно световым и тепловым, основоположник русской науки рассматривал как различные формы движения материальной субстанции — эфира.
Круг лингвистических интересов Ломоносова весьма обширен, и даже перечень трудов учёного поражает разнообразием. Здесь и первая большая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами нового литературного языка, работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, и обширные материалы по русской диалектологии, и исследования по стилистике русского языка и поэтике художественной литературы, ораторскому искусству, теории и прозы и стихосложения, и сочинения по общим вопросам развития языка. (В.П.Вомперский «Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей» М. 1970) Ломоносов – гений творческий (genie createur), он отец нашей поэзии; он первый пытался вступить на путь, который до него никто не открывал, имел смелость слагать рифмы на языке, который, казалось, весьма неблагоприятный материал для стихотворства; он первый устранил все препятствия, которые, мнилось, должны были его остановить… и не руководствуемый никем, кроме собственного дарования, преуспел, вопреки нашим ожиданиям. Он открыл нам красоты и богатство нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию, обнаружил прелесть, устранил грубость…
В своём «Слове о пользе химии» (1751) учёный настоятельно требовал объединения химии, физики и математики для совместного изучения химических явлений. Если бы Ломоносов не наметил законов постоянства веса, не обосновал первого принципа термодинамики, не прорецензировал основных положений атомической теории, то он, только на основании своих «Элементов математической химии», должен был бы быть призван провозвестником и родоначальником современной физической химии. ...В большой комнате с тяжёлыми столбами, поддерживавшими свод «очага», в три ряда расположились 9 печей, приспособленных для выполнения разнообразных химических и технических работ. Узкие проходы очага были заставлены столами с образцами руд, красящих веществ, фарфоровых и стеклянных масс, тиглями для выплавок. Здесь можно было увидеть непривычные для тогдашней химической лаборатории воздушный насос и микроскоп. Некоторые приборы были изобретены самим Ломоносовым. В соседних каморках читались лекции студентам, и хранилась химическая посуда и реактивы. Это была научно-исследовательская, учебная и производственная лаборатория в одно и тоже время. По своему оборудованию и, в особенности по той работе, которая в ней велась, подобной лаборатории не только никогда не было в России, но и в Европе.
Физическая химия В 1752 Ломоносов прочитал студентам Петербургского университета первый в мире «Курс истинной физической химии». Он создал "с нуля" теоретические основы этой науки и разработал программу исследований, которая реальное своё воплощение получила лишь на рубеже 19-20 веков. Первый научный журнал, предназначенный для публикации статей по физической химии, был основан в 1887 году В. Оствальдом и Я. Вант-Гоффом. Первая в России кафедра физической химии была открыта в 1914 году на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К Тредиаковский (1703 - 1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Краткий и новый способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одина ковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль.
Ломоносов оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказав (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их. Ломоносов считал, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины - восьмисложные, шестисложные, четырёхсложные, а не только на одиннадцати и тринадцати сложные, как это делал Тредиаковский.
Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней. Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Ломоносов и поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Ломоносов излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Здесь он говорит, что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов:
- К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слова, рука, ныне, почитаю. - Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насаждённый, взываю. «Неупотребительные и весьма обветшалые отсюда выключаются, напр., обаваю (очаровываю), рясны (ожерелье), овогда (иногда), свене (кроме)». - К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские. От различного сочетания слов этих трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» (Ломоносов называл его «посредственным») и «низкий». "Высокий штиль" составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе - ораторские речи «о важных материях». «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т, е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские, т. е. второго рода, но делать не надо с большой осторожностью, «чтобы слог не казался надутым». Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе - исторические, сочинения. «Низкий штиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе - письма, «описания обыкновенных дел».
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка иностранщиной. Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие. Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова квадратуум он писал квадрат, вместо оризонт - горизонт, вместо препорция - пропорция.
В 1758 Ломоносову было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление “Атласа Российского”. Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. Тесно связан с этими работами Ломоносова его замечательный трактат “О сохранении и размножении российского народа” (1761), имеющий общественно-политический характер. В нем Ломоносов предложил ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости, сохранения родившихся и привлечения иностранцев в русское подданство.
В “Рассуждениях о большой точности морского пути” (1759) Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внес предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Ломоносов исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762-63 написал “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию”, а в 1764 — “прибавление” к этой работе “О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану”, сопроводив его “примерной” инструкцией “морским командующим офицерам”. Он предвидел, что “России могущество будет прирастать Сибирью”.
Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе. Кроме уточнённых географических сведений, в атласе было описание империи в ракурсе политическом и экономическом. По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны. Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России. Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии. Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.
Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии. В 1758 году Ломоносов был поставлен во главе Географического департамента Академии наук. Он стал учителем для целого поколения русских географов, картографов, геодезистов и океанографов. Ломоносов, с детства любивший море, заботился о развитии мореплавания и изучения полярных стран. Им был разработан проект по освоению Северного морского пути. Прежде всего, для расширения державы Российской. Вспомним недавний проход ледоколов к Северному полюсу, под руководством Чилингарова. Это нужно стране и сегодня, а Ломоносов ещё в 18 веке настойчиво писал о неизученных землях Ледовитого океана. Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции.
"О размножении и сохранении российского народа" В 1761 году, 1 ноября, в день рождения И. Шувалова, Ломоносов поднес ему одно из замечательнейших произведений своего пера. Это было большое письмо, в котором наш ученый собрал все свои "старые мысли, простирающиеся к приращению общественной пользы". Все оно написано на одну тему - "о размножении и сохранении российского народа", и Ломоносов находит, что взгляды, высказываемые им здесь, могли бы быть подведены под следующие главы: "1) О размножении и сохранении российского народа. 2) Об истреблении праздности. 3) Об исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4) Об исправлении земледелия. 5) Об исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6) О лучших пользах купечества. 7) О лучшей государственной экономии. 8) О сохранении военного искусства во время долговременного мира". Причинами уменьшения народонаселения Ломоносов считает, во-первых, браки между лицами несоответствующих лет, а также насильственные; во-вторых, запрещение жениться более трех раз; в-третьих, насильственное пострижение в монахи вдовых молодых священников и дьяконов и вообще поступление в монашество молодых людей обоего пола. Для сохранения жизни младенцев, рожденных вне брака, ученый предлагал устраивать "богаделенные дома", которые принимали бы и воспитывали бы подобных детей. Для преодоления большой смертности Ломоносов рекомендует составить общедоступный лечебник, размножить лекарей и русские аптеки и этим уничтожить суеверное лечение волшебством и чародейством. Особенною яркостью красок блещет описание излишеств, которым русский народ предается в большие праздники. Дальнейшие меры, которыми автор надеялся задержать уменьшение численности русского народа, сводились к искоренению драк, разбоев, к возвращению множества беглых из-за границы, к призыву иностранных поселенцев и так далее. Вообще это письмо затрагивает целую массу важных вопросов, которые и поныне остаются нерешенными. Широта взгляда вместе с глубоким знанием своего народа, искреннее убеждение в правоте своего мнения и могучий, блестящий и горячий язык, каким написано все письмо, заставляют признать это произведение одним из наиболее выдающихся во всей русской литературе XVIII столетия. В нашем столетии этот знаменитый трактат претерпел многочисленные мытарства, навлекая гонения на издателей и цензоров, осмеливавшихся пропускать его в печать, хотя и с многочисленными пропусками. Только в 1871 году, то есть почти через 110 лет, письмо Ломоносова впервые было напечатано без пропусков в третьем выпуске "Бесед в обществе любителей российской словесности".
Трудность прочтения и осознания исторических записок чаще всего объясняется архаичностью языка Ломоносова и делом давно минувшего времени. Предположу обратное, язык учёного столь высок по своим нравственно-художественным характеристикам, столь отточен и гармоничен по форме, структуре, стилю, напоминая музыкальный язык И.С. Баха в сочинённых фугах, что обществу ещё нужно «пройти» через «земные чистилища», чтобы адекватно понять написанное. Именно Ломоносов представил нам историю страны в исключительной чистоте (без примесей субъективного мнения) и в целостной реалистичности (количество прочитанных источников за годы подготовки к написанию «Истории Российской», невероятно разнообразны и основательно проработаны). Гений поработал над «очисткой исторических корней» России. Доказав, что славяне не шведы, и «норманнская» версия ошибочна, Ломоносов открыто, но с большой чуткостью и осторожностью выступил и против церковного догмата, согласно которому считалось, что славяне происходят от библейского Мосоха, внука Ноева.
Основные сочинения Лермонтова — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский летописец” (1760). Ломоносов написал “Замечания на “Историю…” Вольтера” (1757-60, изд. 1829) и на “Сибирскую историю” Г.Ф. Миллера (1751); “Краткое описание разных путешествий по северным морям…” (1763). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов. 1-й период — “век древний до Рюрика”. Ему посвящена 1-я ч. “Древней Российской истории”, в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угро-финские) племена. 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. “Древней Российской истории”. 3-й период— до нашествия Батыя. 4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков. 5-й период (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича) — усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны. 6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
Материалы Википедии (www.ru.wikipedia.org) www.muzey.mitht.ru/library/lomonosov_i_fizika.html www.lomonosov.name www.lomonosov300.ru Изображения – www.google.ru