Комсомольская средняя общеобразовательная школа №3 и Шилова А. М. учитель физики представляют урок с использованием компьютерных технологий
ТЕМА УРОКА: «ЛАЗЕРЫ»
Обучающие - Изучить устройство и принцип действия лазера и его применение в науке и технике; Обучающие - Изучить устройство и принцип действия лазера и его применение в науке и технике; Развивающие - Развивать умение думать, сопоставлять, обобщать, анализировать, расширить кругозор учащихся; Воспитательные - прививать познавательный интерес к предмету, воспитывать умение работать в коллективе: высказывать свое мнение, выслушивать товарища
Открытие индуцированного излучения Открытие индуцированного излучения Принцип действия лазера Трехуровневая система Устройство рубинового лазера Типы лазеров Применение лазеров
Индуцированное (вынужденное) излучение- Излучение возбужденных атомов под действием падающего на них света возникшая при индуцированном излучении волна не отличается от волны, падающей на атом ни частотой, ни фазой
В 1916 г Эйнштейн высказал идею о существовании эффекта вынужденного излучения В 1916 г Эйнштейн высказал идею о существовании эффекта вынужденного излучения
В 1940 г В.А. Фабрикант указал на возможность использовать вынужденное излучение для усиления электромагнитных волн В 1940 г В.А. Фабрикант указал на возможность использовать вынужденное излучение для усиления электромагнитных волн
В 1954 г Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и независимо от них Ч. Таунс разработали принцип генерации и усиления радиоволн, используя явление индуцированного излучения. В 1954 г Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и независимо от них Ч. Таунс разработали принцип генерации и усиления радиоволн, используя явление индуцированного излучения. В 1963 г за разработку нового принципа генерации и усиления радиоволн Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и Ч. Таунс были удостоены Нобелевской премии
1916 – 1960 г - «Золотой век» создания чудесного луча
ЖОРЕС АЛФЁРОВ – ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ ЗА 2000 ГОД Жорес Иванович Алферов - автор основополагающих работ в области многослойных гетероструктур, ставших основой современных полупроводниковых лазеров.
Свойства лазерного излучения: Когерентность Малый угол расхождения Монохроматичность Большая мощность
Принцип действия лазера
ЛАЗЕР – компьютерная двухуровневая модель
Трехуровневая система Переход между уровнями E3 и E2 безызлучательный. Лазерный переход осуществляется между уровнями E2 и E1. Необходимые энергетические уровни имеются в кристаллах рубина. В кристалле рубина уровни E1, E2 и E3 принадлежат примесным атомам хрома
Устройство рубинового лазера 1 - рубиновый кристалл 2 - плоские торцевые концы кристалла 3 - кварцевая трубка 4 – импульсная ксеноновая лампа
«Профессии» лазера
Экспериментальная задача Определить длину волны излучения лабораторного лазера
«Создание лазеров не только коренным образом изменило оптику, но и оказало огромное влияние на многие области современной физики, химии, кибернетики, биологии, медицины, технологии. Сейчас мы видим, что когерентный свет открыл новые, совершенно неожиданные возможности для решения кардинальных проблем нашей бурно развивающейся цивилизации – энергетической, информационной, технологической. Широкое применение лазеров означает качественное преобразование в производительных сферах общества, подобное внедрению в производство и жизнедеятельность человека электричества».(Н. Г. Басов) «Создание лазеров не только коренным образом изменило оптику, но и оказало огромное влияние на многие области современной физики, химии, кибернетики, биологии, медицины, технологии. Сейчас мы видим, что когерентный свет открыл новые, совершенно неожиданные возможности для решения кардинальных проблем нашей бурно развивающейся цивилизации – энергетической, информационной, технологической. Широкое применение лазеров означает качественное преобразование в производительных сферах общества, подобное внедрению в производство и жизнедеятельность человека электричества».(Н. Г. Басов)
Дома: §97
Всем спасибо!