ФИЗИКА, 8,10 класс Обобщающий урок-практикум по теме: «КОЛИЧЕСТВО ТЕПЛОТЫ» ГАПОНЕНКО ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА,учитель физикиМБУОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа - интернат»
И человек теряет свой покой,Когда один вопрос спешит сменить другойВ его уставшей от науки голове.В бессилии он отдаёт судьбеВершить свой суд и истину понять,И занавес над тайной приподнять,Чтоб плод открытья уронить к ногамИ послужить и людям, и богам.
Цель урока:повторить и углубить знания учащихся по теме: «Количество теплоты»
Задачи:- формирование интереса к физике как науке, охватывающей все стороны повседневной жизни людей; - развитие познавательной активности учащихся;- применение на практике полученных на уроках теоретических знаний.- получение умения делать правильные выводы.
I. Организационный – 2 минII.Проверка знаний по изученной ранее теме -7 минIII.Подготовка учащихся к предстоящей практической работе – 10 минФизкультминутка - 3 минIV. Применение на практике полученных на уроках теоретических знаний (выполнение практической работы) – 17 минV. Проверка понимания учащимися материала –2 минVI. Информация о домашнем задании – 1 мин VII. Подведение итогов урока – 3 мин
Графический диктант
Проблема ! С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы и … даже исследовать самого человека. Каким образом ? Храм Посейдона
Основные единицы В качестве основных единиц были выбраны следующие:метр - единица длины, килограмм - единица массы, секунда - единица времени, кельвин - единица температуры, ампер - единица силы тока, кандела - единица силы света, моль - единица количества вещества. Какие единицы измерения ты еще знаешь?
«Семь пядей во лбу» - говорят об умном человеке; «косая сажень в плечах» - о могучем, сильном человеке. Не известны ли вам другие поговорки - что-нибудь о золотнике, фунте, футе?
С помощью фраз – подсказок выстрели в мишень и дай оценку своей работе на первом этапе урока.
Расслабились.Откинулись на спинку стула.Прикрыли глаза.Движения головой по кругу.Встали, потянулись (руки подняли вверх).Повороты туловища вправо-влево.
Система проведения практических работ из серии «Исследуй себя»: - предлагается название, отражающее цель лабораторной работы;- делается теоретическое обоснование;- обсуждаются приборы и материалы, необходимые для проведения работы;- описать ход работы и сделать вывод предлагается сделать самим учащимся. Работы выполняются всеми учащимися с последующим обсуждением результатов.
Основные преимущества данных практических работ: проводятся с применением доступных подручных средств;не требуют материальных затрат.
Практическая работа из серии «Изучаю себя»ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОТЫ, ОТДАВАЕМОГО ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Приборы и оборудование: термометр, напольные весы Автор: Гапоненко Ж.А.,учитель физикиМБУОШИ «Ляминская СОШИ»
СУТЬ ОПЫТА Измерив термометром температуру окружающего воздуха и весами – массу своего тела, можно определить количество теплоты (а также количество вещества), которое отдает ваше тело в окружающее пространство.
Используемый теоретический материал.По какой формуле рассчитывают v-количество вещества?Как еще можно найти данную величину через другие параметры?Что в данной формуле означает величина NA ?Чему равна постоянная Авогадро?Как находится количество теплоты, полученное телом при нагревании или отданное при охлаждении?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 1. Количество вещества зависит от его массы и определяется формулой: v=m/М2. Количество вещества можно определить, зная число молекул v = N / NA 3. NA называется постоянной Авогадро.4. Постоянная Авогадро NA = 6, 02 ∙ 10 23 1/моль5. Количество теплоты, полученное телом при нагревании или отданное при охлаждении, определяется формулой: Q = c m (tтела– t), где c – удельная теплоемкость воды; t – температура воздуха; t тела- температура вашего тела.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ(предлагается классом) Найти массу m собственного тела, используя напольные весы.Повторить измерения массы m не менее 3 раз, не меняя условий опыта, и найти среднее значение массы m ср Измерить t - температуру воздуха и t тела - температуру вашего телаПриняв молярную массу вещества человеческого тела М = 20 г\моль, рассчитать количества вещества по формуле: v=mср/МПо формуле Q = c m (tтела– t) найти количество теплоты, отдаваемое вашим организмом в окружающую среду. Удельную теплоемкость человека (так как он состоит на 80% из воды) можно приблизительно считать равной 0,8с = 0,8 ∙ 4200 Дж\кг∙ оСОценить погрешность работы.Дополнительное задание:Из какого количества молекул состоит ваше тело? ν = m / M = N / NA NA = 6, 02 ∙ 10 23 1/моль
ТЕМА _______________________________________________________________ _______________________________________________________________Цель: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ: ______________________________________________________________________________________________________________________________ ИЗМЕРИТЬМолярную массу, М (кг\моль)Массу человека, m (кг)Температуру воздуха,t (0С)Температура тела, tтела (0С)ВЫЧИСЛИТЬСреднее значение массы, mср (кг):Количества вещества:Удельная теплоемкость человека:Количество теплоты, отдаваемое вашим организмом в окружающую среду: Работу выполнил: Приложение
Самооценка На какую оценку, на Ваш взгляд, вы сегодня работали на уроке? Не отчаивайся! Попробуй улучшить свой результат. Хорошо! Молодец! Можно повысить оценку, выполнив самостоятельную работу. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Выполни дома данную самостоятельную работу по п.7 и сравни результат с самооценкой.