Явление электромагнитной индукции. составитель: Ростенко Нина Валентиновна, учитель физики, «отличник профтехобразования», ГКОУ «Краевой центр общего образования». Физика - 9 класс
Цель урока: Ввести учащихся в мир электромагнитной индукции, организовав исследовательскую деятельность учащихся. Показать практическую значимость данного явления. Формирование умений применять их на практике.
Задачи урока: Образовательная: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала – о явлении электромагнитной индукции. Установить связь между магнитным м электрическими полями, показать значение этого явления для физики и электротехники. Создать условия для развития исследования данного явления. Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к предмету физика. Способствовать развитию речи, мышления, совершенствование умственной деятельности учащихся. Развивать способность выдвигать гипотезы, экспериментировать, наблюдать, проверять результаты, делать выводы. Воспитательная: воспитание толерантности друг к другу при совместном выполнении поставленных задач, способствовать воспитанию: культуры речи у учащихся, умение к самостоятельному исследованию, к уважению чужой точки. Показать научную и практическую важность великого открытия М.Фарадея. На примере великих учёных показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни.
Девиз урока: «Единственный путь ведущий к познанию – это деятельность» Б.Шоу.
Актуализация опорных знаний: 1. Какие утверждения являются верными: А) в природе существуют электрические заряды Б) в природе существуют магнитные заряды В) в природе не существуют электрические заряды Г) в природе не существуют магнитные заряды 2. Закончить фразу: «Вокруг проводника с током существует………………….. А) магнитное поле Б) электрическое поле В) электрическое и магнитное поле 3. Источником магнитного поля является: А) покоящийся электрический заряд Б) движущийся электрический заряд В) электрический ток 4. Сколько полюсов у магнита и какие полюса? А) 2 – северный и южный Б) 2 – положительный и отрицательный 5. Выберите верное утверждение: А) магнитное поле можно обнаружить по действию на магнитную стрелку Б) магнитное поле можно обнаружить по действию на движущийся заряд В) магнитное поле можно обнаружить по действию на проводник с током.
Правильные ответы к тесту: Используя критерии самооценивания, поставь себе балл.
Критерии самооценивания: 1.Выполнено всё правильно – 5 баллов. 2.Выполнено правильно 4 задания – 4 балла 3.Выполнено правильно 3 задания – 3 балла 5.Выполнено правильно1 – 2 задания – 2 балла.
Вспомним опыт датского учёного Эрстеда. 1820 год. 1777 – 1851г Изложение нового:
Что этим опытом объяснял и доказывал Эрстед?
«Превратить магнетизм в электричество». Опыт Колладона 1.Что он видел? 2. Почему стрелка гальванометра оставалась не подвижной?
Майкл Фарадей английский физик, химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества 22 сентября 1791 — 25 августа 1867
«Превратить магнетизм в электричество». Майкл Фарадей
Опыты Фарадея при движении магнита относительно катушки возникает индукционный ток индукционного тока нет магнит неподвижен
ВЫВОД: При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур, в этом контуре возникает электрический ток.
Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»
Что мы видим? Вывод из увиденного опыта: Ток, возникающий в катушке (замкнутом контуре), называют индукционным. Отличие полученного тока от известного нам ранее заключается в том, что для его получения не нужен источник тока.
Эмиль Ленц ( 1804 – 1861гг) правило по определению направления индукционного тока
Борис Семёнович Якоби (1801 – 1874гг) Изобрёл электродвигатель в 1834 году
Так что же их объединяет? Майкл Фарадей
Видеомагнитофон. Жесткий диск компьютера. Детектор полицейского. Детектор металла в аэропортах Поезд на магнитной подушке Электромагнитная индукция в современном мире
Индукционные плиты
«Пока люди будут пользоваться электричеством, они будут помнить имя Фарадея» Гельмгольц.
Правильные ответы к тесту: Используя критерии самооценивания, поставь себе балл.
Критерии самооценивания: 1.Выполнено всё правильно – 5 баллов. 2.Выполнено правильно 4 задания – 4 балла 3.Выполнено правильно 3 задания – 3 балла 5.Выполнено правильно1 – 2 задания – 2 балла.
Рефлексия: 1. Какое явление мы изучали сегодня на уроке? 2. Цели урока мы с вами достигли? 3. Что нового мы узнали на уроке? 4. Вспомните девиз нашего урока. Как вы его понимаете? 5. Он соответствует нашему уроку? Объясните!
Ваши оценки за урок!
Критерии выставления оценки за работу на уроке: 1. Если вы в сумме набрали: 15 баллов – вам оценка за урок «5» 2. Если вы в сумме набрали: 12- 14 баллов – вам оценка за урок «4» 3. Если вы в сумме набрали: 9 – 11 баллов – вам оценка за урок «3».
Спасибо за работу на уроке!
Литература: 1. Ф- 9,А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, М., «Дрофа» 2010г. 2. «Контрольные измерительные материалы, Ф - 9», С.Б.Бобошина, М., «Экзамен», 2014г. 3. «Физика. Планируемые результаты 7 – 9классы», Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова, М.,»Просвещение», 2014г. 4. Интернет-ресурсы.