ОКРУЖНАЯ НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Первые шаги в науку» СЕКЦИЯ «Физика» Роль детской литературы в познании физики 2012 год 5klass.net
Авторы: Антипова Анжела, Краснов Антон, Назарова Анастасия, обучающиеся 7 кл. Руководитель: Фомакина Галина Вениаминовна учитель физики ГБОУ ООШ с. Аксаково
Методическая: Исследовать произведения детской литературы, содержащие физические явления, способствующие развитию культуры личности и полноценному качественному образованию в соответствии интересам учащихся. Дидактическая : Формирование компетентности самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (художественных произведений, учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), обработки и представления в разных формах.
поиск в детской литературе описание физических явлений; изучение физических явлений, описанных в художественной литературе; анализ влияния физических процессов на литературные сюжеты и судьбы героев; сгруппировать выбранные примеры в соответствии с темами физики (плотность вещества, скорость, сила Архимеда, воздухоплавание, электричество и электромагнитные волны); сформулировать условия задач по выбранным примерам и их решения.
«Физики» и «лирики» Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Поразительно, насколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с этим нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строчка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик: О сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.
Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»; Другой, что Солнце все с собой планеты водит: Один Коперник был, другой слыл Птолемей. В отрывке стихотворения Ломоносов приводит веское доказательство гелиоцентрической системы мира, опираясь на принцип относительности механического движения.
В сказке Шарля Перро «Золушка» героиня одета в наряд из золотой и серебряной парчи, богато расшитой драгоценными камнями. Платье действительно будет не таким уж и тяжёлым, даже учитывая драгоценные камни, если применить современные нанотехнологии в производстве ткани. На каждой ноге у Золушки было больше 1 кг хрусталя - особо не побегаешь! Решение: m = V m = 2,7 г/см3 . 600 см3 =1620 г Аты - баты, шли солдаты, Аты - баты, на базар, Аты - баты, что купили? Аты - баты, самовар. Аты - баты, сколько стоит? Аты - баты, три рубля. Аты - баты, он какой? Аты - баты, золотой. Решение: V=m: V = 100 кг : 19300 кг/м3 ≈ 0,0052 м3 V: S = 0,0052 м3 : 3 м2 ≈ ≈0,001727 м ≈ ≈ 1,7 мм При толщине стенок в 1,7 мм из золота самовар не сомнётся под действием собственной тяжести и будет не таким уж тяжёлым!
Золушка в платье из золотой и серебряной парчи и хрустальных туфельках Бравые солдаты несут золотой самовар Скорость Комарик догоняет парусный корабль Охотник на лыжах ловит лося
FА = ρV пчт g = 1030 кг/м3 · 0,2 м3 · 9,8 Н/кг ≈ 2019 Н. Vпчт – это объём погружённой в жидкость части тела Пушкин не ошибся, царица с ребёнком могли благополучно добраться до берега. Воздухоплавание «Старик Хоттабыч» «Приключения Незнайки и его друзей»
1. Нравится ли вам физика? 2. Физика интересная или скучная наука? 3. Встречались ли вы с описанием физических явлений, процессов в художественной литературе? 4. Если встречались, то всегда ли писатели описывают все верно с точки зрения знатока физики?
№ вопроса Ответ 7 класс 8 класс 1 Да, нравится 100 % 66 % Нет 0 % 34 % 2 Интересная 100 % 83 % Скучная 0 % 17 % 3 Да, встречались 83 % 83 % Нет 17 % 17 % 4 Да 50 % 50 % Нет 50 % 50 %
Заключение Вывод: физика интересует многих учащихся. Мы увидели физические явления и процессы в окружающей нас природе и художественной литературе, проанализировали прочитанное с точки зрения знатоков физики, применили свои знания в нестандартных ситуациях. Человек, лишённый художественного воображения, беден духовно, а писатель не знающий основ физики, не сможет создать правдивое высокохудожественное произведение.
Список использованных источников и литературы: Полина И. М. Использование художественной литературы на уроках физики. Самара, Самарский Дом печати, 1991. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе 7-11 кл. М.: Просвещение, 1996. Перышкин А. В. Физика. 7 кл. Учебник для 7 кл. М.: Дрофа,2012. Перышкин А. В. Физика. 8 кл. Учебник для 8 кл. – М.: Дрофа, 2012. Перышкин А. В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. Учебник для 9 кл. – М.: Дрофа, 2008. Свифт Джонатан. Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей. М.: Издательство «Детская литература», 1984. Коровина В.Я. Литература. Учебник для 5 кл. Часть 1. М.: Просвещение, 2012. Перышкин А. В. Сборник задач по физике.7-9 кл. М.: «Экзамен», 2013. Перро Шарль. Золушка. М.: Издательство «Детская литература», 1988. Солнышко - колоколнышко. Песенки, потешки, считалки. Западно - сибирское книжное издательство, Новосибирск, 1979. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М.:Издательство «Детская литература», 1983. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. М.:Издательство «Малыш», 1978. Калевала, Карело-финский эпос. Петрозаводск:«Карелия», 1981. Рисунки Н. Кочергина Лагин Л. И. Старик Хоттабыч. Повесть – сказка. М.: Издательство «Детская литература», 1991. Носов Н. Н. Приключения Незнайки и его друзей. М.: Издательство «Детская литература»,1998. Ершов П.П. Конек – Горбунок. М.: Издательство «Советская Россия»,1976. Русские народные сказки. М.:Издательство «Детская литература», 1983. Тихомирова С.А.Физика в пословицах и сказках. М.: Интерпракс, 1994. При подготовке использованы ресурсы Интернета: http://ido.tsu.ru/schools/physmat/data/res/mehanika/spravochnik/text/13.html http://www.vseoremonte.ru/material/poli/drev.html http://ru.wikipedia.org/wiki/
Спасибо за внимание!!!