Итоги диагностики качества предметного обучения по физике в 10 классе Методист по физике ГБОУ МЦ ДОгМ Нугаева Нина Петровна 19 января 2012 года ВЕБИНАР 5klass.net
Проблемы
Качественный мониторинг уровня обученности учеников и его всесторонний анализ позволяет учителю осуществлять коррекцию работы в классе в целом и с каждым учеником индивидуально
Цели Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня общеобразовательной подготовки по физике учащимися 10-х классов предметного содержания курса физики, диагностики общеучебных умений, навыков, способов деятельности и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения
Задачи Получение информации о состоянии образовательных достижений учащихся по физике Выявление тенденций изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся Выявление факторов, оказывающих влияние на состояние образовательных достижений учащихся
Основные подходы. Особенности измерителей Используются, в основном, группы заданий, связанные единым контекстом. Проверка одного и того же умения на разных уровнях овладения при использовании одного и того же контекста. Два уровня сложности (1, 2). Использование разного контекста для проверки сформированности одного и того же умения (по возможности, для разных вариантов).
Структура и содержание диагностической работы Разделы(темы) курсафизики,включенные вработу. Числозаданий Всяработа Часть 1 (с выбором ответа) Часть 2 (с краткимответом)/ (с выборомответа) Механика 14 11 1/2
Структура и содержание диагностической работы Проверяемые элементы содержания Процент выполнения заданий Кинематика. Относительность механического движения 79 Кинематика,Прямолинейное равноускоренное движение. 68 Кинематика. Свободное падение (ускорение свободного падения). Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.Центростремительноеускорение. 69 Динамика. Законы Ньютона. 74 Динамика. Принцип суперпозиции сил. 62 Динамика. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли 65 Сила тяжести. Вес и невесомость 87 Силывприроде,импульс,закон сохраненияимпульса 77
Структура и содержание диагностической работы Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Проверяемые элементы содержания Процент выполнения заданий Механическаяэнергия,работа. Законсохраненияэнергии. 56 Статика. 72 Механические колебания и волны 70 Физикаиметодынаучногопо знания.Механика. 46 Механика(расчетная задача). 32 Механика. Задания на соответствие. 46 Всего заданий 14
Проверяемые умения и виды деятельности 10 класс Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Правильно выполненная работа оценивается15 баллами. Каждое правильно выполненное задание частиАоценивается 1 баллом. Правильно выполненные заданияВ1, В2оцениваются 1 баллом, В3оценивается следующим образом:2 балла– нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов. Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента и т.д. Уметь применять полученные знания при решении физических задач Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний
Пересчет тестового балла в школьные оценки Количество баллов (зависит от % выполнения базовых заданий.Оценка«3» выставляется при 50% правильно выполненных базовыхзаданий) Количество баллов (для гуманитарных классов) Менее 6 6 -9 10-12 13-15 Количество баллов Менее 7 7 -10 11-13 14-15 Оценка 2 3 4 5
Результаты диагностической работы Общее выполнение заданий теста – 63,6% Средний тестовый балл – 9,5 балла (максимальный балл – 15 баллов На «хорошо» и «отлично» выполнили работу 1853 человека (45,55% учащихся) Результат Школы округа (148) принимали участие в диагностике –4068 чел. из 148 образовательных учреждений Южного округа кол-во % - отлично 339 8,3 - хорошо 1514 37,2 - удовлетворительно 1985 48,8 - не справились с работой 230 5,7 - процент качества выполнения теста 45,6
Сравнительная статистика % качества по итогам выполнения диагностической работы по округу – 45,6% % успеваемости по итогам выполнения диагностической работы по округу – 94,35%
Результативность Результат Характеристика результата школы округа Высокий Нет учащихся, не достигших достаточного уровня по предмету 45% Вышесреднего Доля учащихся с недостаточным уровнем подготовки не превышает 5% 17% Средний Доля учащихся с недостаточным уровнем подготовки меньше или равна 15%, но больше 5% 32% Низкий Доля учащихся с недостаточным уровнем подготовки больше15%, но меньше 40% 6% Критический 40% и более учащихся продемонстрировали недостаточный уровень подготовки по предмету нет
Поэлементный анализ результатов теста Решаемость заданий проверочной работы Результаты выполнения заданий по содержанию Блоксодержания №№ заданий % выполнения вшколах округа Кинематика А1, А2, А3 72% Динамика А4, А5, А6, А7 72% Законы сохранения в механике А8, А9 66,5% Статика А10 72% Механические колебания и волны А11 70% Методы познания В1 46% Механика (расчётная задача) В2 32% Механика (задание на соответствие) В3 46%
Шарик катится по желобу. Изменение координаты шарика с течением времени в инерциальной системе отсчета показано на графике. О чем говорит этот график? 1) скорость шарика постоянно увеличивалась; 2) на шарик действовала все увеличивающаяся сила; 3) первые 2 с шарик двигался с уменьшающейся скоростью, а затем покоился; 4) первые 2 с скорость шарика возрастала, а затем оставалась постоянной. Задание В1
Задание В2 В2. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R1 и R2 = 2R1 с одинаковыми по модулю скоростями. Каким соотношением связаны их периоды обращения по окружностям? В2. На последнем километре тормозного пути скорость поезда уменьшилась на 10 м/с. Определите скорость в начале торможения, если общий тормозной путь поезда составил 4 км, а торможение было равнозамедленным. Ответ выразите в м/с.
Задание В3 В школьной лаборатории изучают колебания пружинного маятника при различных значениях массы маятника. Если увеличить массу маятника, то как изменятся 3 величины: период его колебаний, их частота, период изменения его потенциальной энергии? К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ИХ ИЗМЕНЕНИЕ А) период колебаний 1) увеличится Б) частота колебаний 2) уменьшится В) период изменения потенциальной энергии 3) не изменится А Б В
Выводы и рекомендации Результаты диагностики подготовки учащихся по физике 10-х классов школ Южного округа показали, что большинство учащихся (94,35%) освоили спектр проверяемых знаний и умений. В школах, №№ 438, 549, 552, 867, 985, 1433, 1579, 1580, получен высокий результат выполнения диагностической работы, что свидетельствует о высоком уровне преподавания физики. Анализ итогов окружной диагностики знаний выявил классы с недостаточным уровнем подготовки по физике. Администрации школ рекомендуется на методическом объединении учителей физики рассмотреть результаты выполнения диагностической работы в этих классах; составить программу коррекции для учащихся с низким уровнем обученности и программу сопутствующего повторения. Учителям, работающим в 10-х классах – провести комплексный анализ результатов работы с целью выявления проблем каждого ученика для своевременной коррекции.
Во втором полугодии необходимо составить индивидуальное планирование по преодолению неуспешности учащихся, имеющих затруднения в обучении. Продумать систему заданий для учащихся с повышенной мотивацией к обучению. Школам, показавшим низкие результаты, скорректировать план ВШК с целью ликвидации пробелов в знании учащихся. Администрации школ ввести в систему ВШК специальные мероприятия по оценке уровня подготовки учащихся. Учителям физики систематически проводить мониторинг знаний учащихся, применяя при этом различные формы контроля для объективного оценивания и своевременной корректировки уровня знаний школьников. Учителям физики получить адресную методическую помощь методиста-предметника. МО учителей физики использовать диагностическую карту класса для организации деятельности по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся. Учителю физики необходимо выделить время в учебном процессе для овладения обучающимися не отработанными навыками, подготовить разноуровневые индивидуальные задания, разработать модели уроков по наиболее проблемным темам для данного класса. Выводы и рекомендации
Корректировка деятельности МО по результатам мониторинга осуществлять дифференцированный подход при подборе учебного материала; постоянно контролировать и корректировать знания учащихся по предмету; обеспечивать закрепление базовых умений на уроках; систематически обучать школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий
Включение окружного предметного мониторинга в систему ВШК школ округа позволит: Определить содержательное ядро физического образования, которое включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей повышения качества окружного образования (содержательное ядро отражает оптимальный минимум содержания образования и является инструментом диагностики качества освоения предметных знаний, умений, навыков, способов деятельности). Позволит учителю определить наиболее эффективные для данного контингента обучающихся технологии. Позволит окружному методисту планировать работу по индивидуальному сопровождению учителя для коррекции знаний, умений, навыков, способов деятельности обучающихся. Планировать курсовую подготовку учителей – предметников по выявленным проблемам и работу по повышению педагогического мастерства в межкурсовой период. Сформировать систему управления качеством обучения на основе анализа и оценки педагогом собственной деятельности. Осуществить корректирующие мероприятия, отследить результат. Управленческая деятельность должна развернуться в сторону получения внешней энергии, способной привести в движение организацию. Открытая организация должна реагировать на разнообразные сигналы, поступающие из внешней среды, адаптировать их и развиваться.
Из опыта работы образовательных учреждений округа ГБОУ СОШ № 438 с гимназическими классами Учитель физики Косилина Людмила Васильевна Отличник народного просвещения, учитель высшей категории, награждена орденом "Синергия"
Из опыта работы образовательных учреждений округа ГБОУ лицей № 1580 (при МГТУ имени Н.Э. Баумана) Учитель физики Кравцов Андрей Витальевич Заведующий кафедрой СУНЦ-2 МГТУ им. Н.Э.Баумана «Основы физики», кандидат физико-математических наук