900igr.net
Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрела в наши дни проблема экологии. Причинами этого являются: Неразумное отношение человека к природе. Н.Т.Р. вступила в новую фазу своего развития и т.д. Сейчас стоит главная задача перед человечеством – это защита природы и окружающей среды.
Цель работы: Повысить интерес учащихся к данному предмету; рассмотреть красоту физики, как основы наук о природе. Для выполнения данной цели, были поставлены следующие задачи: Раскрыть физико-экологические знания, приобретаемые учащимися при изучении курса физики. Описать пути и методы обучения школьников к экологическим знаниям и умениям, как на урочных, так и на внешкольных занятиях по физике.
Экологическое образование – это психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся знаний о научных основах природопользования, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Целью экологического образования является развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде. В основе экологического воспитания и образования лежит ряд принципов, которые помогают выполнить поставленную цель: Принцип гуманизации. Принцип интеграции. Принцип взаимосвязи знаний и практической деятельности. Принцип совместного раскрытия глобальных, государственных и краеведческих факторов среды. Принцип непрерывности и систематичности.
В основу отбора содержания экологических знаний, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены при изучении физики, положен системный подход к пониманию биосферы и места человека в ней. Наряду с этим учтено. Экологические сведения должны быть логически связаны содержанием курса физики; их использование направлено на углубление физических знаний. Включаемые в рассмотрение экологические материалы должны удовлетворять принципу научности, пониманию процесса воздействия человека на окружающий мир; Изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения, учитывать возрастные особенности мышления учащихся, активизировать их умственную деятельность.
Для ознакомления учащихся с необходимыми экологическими сведениями необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся следующие: Вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого учебного материала. Они должны излагаться в информационном плане, занимая не более 5-6 минут. Их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу. При ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо использовать наглядные и технические средства обучения.
Систематизация экологического материала в курсе физики 7-9 классов базовой школы (на основе использования новых учебников физики для 7-9 классов СВ. Громова и Н. А Родиной). Вопросы курса физики Экологический материал 7класс Механическое движение. Скорость. Зависимость выброса вредных веществ от скорости движения транспорта Инерция. Принцип действия устройства для очистки газа от частичек пыли. Плотность вещества. Разделение мусора на составляющие при его утилизации. Использование различной плотности вещества в работе очистных сооружений. Явление тяготения. Сила тяжести. Выпадение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на землю и его возможные последствия. Сила упругости. Деформация плодородного слоя почвы тяжёлыми сельскохозяйст венными машинами. Сила трения Вред от посыпания наледи песчано солевой смесью (гибель придорожной растительности, разъедание автомобильных шин, обуви, коррозия трубопроводов). Использование различий в коэффициенте трения для различных веществ при разделении смеси. Работа и мощность. Энергия. КПД Мощность, КПД и экологическая безопасность различных механиз мов (сравнительный анализ). Способы увеличения полезной работы и КПД. Перспективы использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Строение вещества Диффузия Распространение вредных веществ в природе. Загрязнение воздуха в крупных городах. Опасность неправильного применения и хранения ядохимикатов, минеральных удобрений. Использование твердых оболочек для утилизации вредных отходов производства Очистка жидкости за счет диффузии через пористую перегородку, пропуска нии выбросов через не сплошные тела. Притяжение и отталкивание молекул. Влияние на жизнь водоёма нефтяной плёнки на его поверхности. Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и смачива ние его нефтью. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Давление на почву тракторов (тяжелых типа К-700 и лёгких колёсных). Достоинства порошковой металлургии в сравнении с литей ным производством. Использование гидравлического пресса. Сообщающиеся сосуды Понижение уровня грунтовых вод при добыче полезных ископаемых открытым способом. Атмосфера земли. Атмосферное Давление. Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора (на примере конкретных производств). Плавание тел. Воздухоплавание. Экологические проблемы освоения мирового и воздушного океанов. Вред, наносимый природе при сплаве древесины по рекам. 8 класс Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Физические процессы, сопровождающие работу реактивного двига теля и загрязняющие окружающую среду (выброс газов, нагревание, шум и др.); роль космических аппаратов в контроле за состоянием атмосферы; обнаружение с помощью космической техники грозных явлений природы (ураганов, пожаров, извержений вулканов и т.д); развитие космической техники и технологии; охрана космоса Энергия. Закон сохранения энергии Экологичность аэро- и гидроэнергии; рациональное использование гидроресурсов; экологические требования к ГЭС; Механические колебания и волны. Вибрации в природе и технике. Вредное и полезное действие вибра ций. Звуковые волны. Шум Влияние звуковых волн на биологические объекты. Шум и борьба с ним. Влияние городского шума на продолжительность жизни. Тепловое движение. Внутренняя энергия и Способы её изменения. Виды теплообмена Теплообмен и климат на Земле. Защита от высоких и низких температур. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость Явления, связанные с большой удельной теплоёмкостью воды: равномерность климата вблизи больших водоёмов. Давление и отвердевание. Влияние засоленности воды на температуру льдообразования. Лёд на земле и в океане. Испарение и конденсация. Круговорот- воды в природе, образование облаков, искусственное вызывание осадков, борьба с градом. Удельная теплота сгорания топлива Тепловые двигатели. Сравнение по экологической ценности различных видов топлива. КПД тепловых двигателей. Роль повышения КПД теплового двигателя для улучшения взаимо действия техники с природой. 9 класс Электризация тел. Электрический заряд Различные проявления статического электричества Принцип действия электрических фильтров. Строение атома Радиоактивность Естественная и искусственная радиоактивность, действие радиации на человеческий организм и неживую природу, защита от неё. Электрический ток. Источники тока. Биологическое действие электрического тока, лечение током и защита от него Электрическое поле. Атмосферное электричество, его проявление и влияние на человека Работа и мощность тока Принцип действия электрических плавильных печей, их достоинства н экологическая безопасность. Магнитное поле. Влияние магнитных полей на живые организмы. Магнитные бури и самочувствие человека. Электромагнитные фильтры. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Естественное электромагнитное поле и его влияние на человека; ан тропогенное электромагнитное поле и его опасные эффекты Световые явления. Отражение и преломление света Солнечное излучение как экологически чистый источник энергии, возможность его использования. Зависимость отражательной спо собности поверхности от вида объекта отражения.
Образцы вопросов и заданий с экологическим содержанием, предлагаемые к ис пользованию в X классе. Вопросы курса физики. Экологические проблемы. Основы молекулярно-кинетической теории Задача: для обнаружения утечки природного газа (он не обладает запахом) в него добавляют пахучее вещество, называемое одорантом. Влажность воздуха Вопрос: 1. Как изменяется влажность воздуха в связи с понижением и повышением температуры воздуха? Электрическое поле Рефераты: 1.Электрическое поле и его влияние на животный и растительный мир. 2.Атмосферное электричество. Магнитное поле. Магнитные свойства вещества Сообщения: 1. Магнитное поле Земли. 2.Магнитные свойства вещества 3.Ферромагнетики и юс применение
Таким образом, изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению, к расширению знаний учащихся по физике, к повышению их интереса к данному предмету. Ведь выживание человечества зависит сейчас от сохранения общей благоприятной для жизни экологической обстановки на Земле. Понимание этого и сообщение учащимся экологических сведений, развитие их экологического сознания, привлечение школьников к спасению природы – непосредственный гражданский долг учителя физики в условиях НТП, и тем самым можно внести вклад в борьбу за нормальные условия жизни на Земле, сохранять которые призваны и нынешние ученики школы.