Об энергоэффективности и энергосбережении (из разработок Института энергетической стратегии) МОСКВА 2009 г. 900igr.net
Построение в России энергоэффективного общества предусматривает как формирование системы энергоэффективного хозяйствования с оптимальными минимизированными затратами энергоресурсов и финансовых средств, так и обеспечение достойного вклада энергетического фактора в экономическое развитие страны и в повышение уровня жизни ее населения. Решение этой задачи предусматривает, наряду со снижением удельной энергоемкости и энергетической стоимости производимого ВВП, активное участие энергетического сектора страны в социальном совершенствовании общества и в создании условий экономического благополучия населения, а также охраны окружающей среды. *
Сопоставление энергоемкости ВВП России и зарубежных стран или группы стран Удельная энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель более, чем вдвое. *
Реализуя Энергетическую стратегию, Россия снизила удельную энергоемкость экономики за 2001-2008 гг. на 33% Относительная динамика удельной энергоемкости экономики России *
Технологический потенциал энергосбережения в России составляет почти 45% от всего энергопотребления страны (оценка на уровне 2007 года) Технологический потенциал энергосбережения (2007 г.) и оценка уровней его реализации с учетом роста производства и освоения новых технологий в перспективе *
Структурное энергосбережение формируется под воздействием рыночных механизмов спроса за счет опережающего развития высокодоходных и малоэнергоемких видов экономической деятельности таких как перерабатывающие, наукоемкие производства, сфера услуг (банковских, торговли, связи, информационных, коммунальных, транспортных и др.) и т.п. при снижении доли энергоемких секторов таких как ТЭК, металлургия и др. *
Прогнозная оценка динамики структуры промышленного производства на перспективу * Промышленность, всего
Относительная удельная энергоемкость промышленности и ее отраслей *
Оценка динамики удельной энергоемкости экономики по разработкам энергетической стратегии на период до 2030 г. * Прогноз динамики удельной энергоемкости ВВП и внутреннего спроса на первичные энергоносители в России до 2030 г.
Прогноз динамики удельной электроемкости ВВП и внутреннего спроса на электроэнергию в России до 2030 года *
Оценка спроса и энергосбережения первичных ТЭР в России до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием ЭС-2030 *
Энергетическая стоимость произведенного ВВП в период до 2030 г. (прогнозные оценки) *
В рыночных условиях хозяйствования важна финансовая оценка удельной энергоемкости экономики – энергетической стоимости ВВП, учитывающая такие факторы как цены на энергоресурсы (внутренние и экспортные), структуру ТЭБ, объемы потребления и экспорта ТЭР. Из-за финансового кризиса в период 2010-2012 гг. энергетическая стоимость ВВП может несколько увеличиться в связи с негативными параметрами динамики изменения ВВП и удельной энергоемкости, а также с ростом цен на энергоносители в стране. В то же время в последующей перспективе снижение энергетической стоимости ВВП прогнозируется более адекватным снижению удельной энергоемкости экономики (см. слайд 9) в связи со снижением темпов роста цен на энергоносители. *
Ключевые показатели и индикаторы энергоэффективности и энергоиспользования по прогнозным оценкам на период до 2030 г. *) * *) – с учетом оценок влияния мирового экономического кризиса Наименование показателей Единицы измерения Индикативные показатели Этап 1. Этап 2. Этап 3. 2009-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2030 гг. 1. Удельная энергоемкость ВВП России на конец периода % к уровню 2007 года 81-85 60-64 47-50 2. Удельная энергоемкость по энергоносителям: % к уровню 2007 года 2.1. Удельная электроемкость ВВП России на конец периода; 88-90 79-80 63-66 2.2. Удельная теплоемкость ВВП России на конец периода; 73-79 54-60 35-43 2.3. Удельное потребление в России нефти и нефтепродуктов на единицу ВВП (нефтеемкость ВВП); 92-93 72-78 53-59 2.4. Удельное потребление в России газа на единицу ВВП (газоемкость). 79-80 60-65 41-45 3. Реализуемый потенциал технологического и организационного энергосбережения, на конец периода, всего, в том числе: млн. тут в год к уровню 2007 года 150-180 360-400 540-600 4. Потребление на душу населения (на конец периода): 4.1 Первичных энергоресурсов; Тут/чел 7,5-7,8 8,1-8,7 9,3-10,5 % к 2007 году 107-111 116-124 133-143 4.2 Электроэнергии. кВт∙ч/чел 7,9-8,6 9,4-10,6 12,1-14,9 % к 2007 году 111-121 132-149 170-210 5. Суммарные выбросы в атмосферу парниковых газов % к уровню 1990 года (на конец этапа) ≤ 83 ≤ 92 ≤ 105
* Наименование показателей Единицы измерения Индикативные показатели Этап 1. Этап 2. Этап 3. 2009-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2030 гг. 6. Удельные выбросы загрезняющих веществ в окружающую среду % к 2007 году ≤ 85 ≤ 70 ≤ 50 7. Объемы высокотехнологичных энергосервисных услуг Млрд. руб./год 200 300 400 8. Удельные расходы топлива: % к 2007 году - на производство тепла; ≤ 98 ≤ 94 ≤ 90 - на отпущенную электроэнергию. ≤ 94 ≤ 90 ≤ 80 9. Производство электроэнергии с использованием ВИЭ (включая малые ГЭС) Млрд. кВтч/год 30 75 120-150 % от суммарного производства 2,5 4,5 8-9 10. Затраты электроэнергии на ее транспорт в электрических сетях % от отпуска электроэнергии ≤ 12 ≤ 10 ≤ 8 11. Доля нетопливных энергоисточников в структуре производства электроэнергии % 34 35 38 12. Удельные расходы энергоресурсов на собственные нужды предприятий ТЭК (включая потери) % к 2007 году (в среднем) 90 85 80 13. Оптимизация структуры потребления энергоресурсов адекватно структуре геологических запасов и экономической эффективности, в том числе: - доля углеводородов; % 70-71 68-70 64-67 - доля нетопливных ресурсов. % 11-12 12 13-15 - доля угля и прочих % 19-17 20-18 23-18
* СИСТЕМА ОСНОВНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (предложения ГУ «Института Энергетической стратегии») Законодательные и правовые меры: Принятие Федеральных Законов: Об энергосбережении; Об энергетической безопасности; Об индикативном планировании ТЭБ; О федеральных энергетических системах; Дополнений в «Налоговый кодекс» в целях стимулирования энергосбережения. О возобновляемых источниках энергии; О теплоснабжении. 2. Нормативные и программные меры: Разработка государственной программы энергосбережения; Разработка региональных и отраслевых программ энергосбережения; Разработка системы нормативов энергопотребления в энергоемких видах деятельности как основы системы санкций за энергорасточительство; Создание нормативных и методических актов энергетических обследований, энергосервисных услуг, поддержки бизнеса в этой сфере; Регламентация бюджетного (кредитного) участия в реализации программ энергосбережения; Поддержка государством рыночной биржевой и спотовой торговли энергоносителями; Формирование системы информации и пропаганды в сфере энергосбережения и энергоэффективности. 3. Организационные меры: Определить федеральный орган государственной власти, уполномоченный проводить в стране энергосберегающую политику; Создать Российскую информационно-экономическую систему энергоэффективности; Создать систему государственной энергетической экспертизы Усовершенствовать систему государственной статистической отчетности в сфере энергоиспользования; Учредить государственные премии России за достижения в области энергоэффективности.