Энергия связи атомных ядер Физика, 11 класс Урок № 12 900igr.net
Технология: модульная урок: комбинированный Условная единица:(УЭ-0)-3 мин. Формирование комплексной дидактической цели урока: 1.В результате овладения содержанием Вы должны: 1.Усвоить знания об энергии связи атомных ядер. 2. Усвоить терминологию: энергия связи, дефект масс, удельная энергия связи. 3.Усвоить формулу расчета энергии связи. -Вы должны уметь: 1.Вести расчеты энергии связи атомных ядер и удельной энергии, вычислять дефект масс. 2.Находить по таблице на странице 203 учебника или на оптическом диске « Открытая физика» удельную энергию связи. 3. Оценивать работу своих товарищей. 2.Развивать умение перерассказывать, выделять главное, сравнивать, отвечать на вопросы, работать самостоятельно. 3. Воспитывать умение работать в паре, группе, улучшать культуру речи и общения, умение слушать и оценивать ответы учащихся
УЭ-1(4мин.) Цель: повторить основные понятия : протонно-нейтронная модель строения атомного ядра, ядерные силы ,нуклоны, массовое число, обозначения Задание:1. Работа в группе. Распределите в группе понятия и раскройте их сущность. Оцените ответ выступающего:2балла-ответ полный без подготовки, 1.5 балла- ответ правильный с дополнительной подготовкой,1 б- ответ неполный, 0,5 б- ответ неполный , но с дополнительной подготовкой, 0 б- ответа нет. Данные баллы занесите в таблицу ответов. Примечание: Если ответа нет, то обратитесь к учебнику на стр. 201-202 или диску, найдите ответ для себя. Знание ответов поможет лучше усвоить новый учебный материал. 2.Запишите в тетрадь следующие данные: М(р)=1, 6724*10-27 кг=1, 007 а.е.м. М(п)=1, 6748 *10-27 кг=1,008 а.е.м. М(е)=9,1*10-31 кг=0,0005 а.е.м. 1 а.е.м.=1,66*10-27 кг 1 эВ=1,6*10-19Дж
УЭ-2(5мин.) Цель: Уметь находить число протонов и нейтронов, массовое число по таблице Менделеева, сравнивать изотопы между собой. Задание( самостоятельная, индивидуальная работа) Решите задачи в тетради, сравните с шаблоном, оцените сами себя и результат работы занесите в таблицу ответов. За правильный ответ 1балл, с ошибкой 0,5б, нет ответа- 0б. 1. Каково строение ядра изотопа лития Li с массовым числом 7, порядковый номер 3? 2. Чем отличаются ядра изотопа азота с массовым числом 14и 15, порядковый номер 7. Примечание: Если ответов нет, то обратись к учебнику на стр.202 Примечание:
УЭ-3( 18 мин) Цель: В процессе работы с учебным материалом ВЫ должны: -узнать основные понятия: энергия связи, дефект масс и их формулы расчета; -уметь: рассчитывать энергию связи и дефекта массы, находить по периодической системе массу ядра. Задание:(работа с учебником или оптическим диском ) За правильный ответ 1балл. 1. Прочитайте текст параграфа 84 до понятия удельной связи и устно в группе ответьте на вопросы: а) Что нужно сделать, чтобы удалить нуклон из ядра? б) Что понимается под энергией связи? в)Что показывают точные измерения массы покоя ядра? 2. Запишите в тетради формулу расчета дефекта массы и энергии связи: Е=М*с*с, (Е)=1 Дж, М=Z*m(p)+N*m(n)-M(я)или Е=М*931 МэВ М(я) взять из таблицы Менделеева в а.е.м.
УЭ-4(12 мин) Цель: уметь рассчитывать дефект массы и энергию связи Задание: (самостоятельная работа в тетрадях).Решить в тетради задачи и сравнить с эталоном. За правильный ответ 2б, с ошибками-1б. 1. Вычислите дефект массы ядра изотопа под номером 10с массовым числом 20. 2.Найдите энергию связи ядра изотопа лития с массовым числом 7? 3.*Вычислите радиус ядра изотопа лития с массовым числом 8. За третью решенную правильно задачу поставьте 3 б.
УЭ-5(20 мин) Цель: научись правильно находить по таблице на стр.203 удельную энергию связи Вы должны знать :понятие удельной энергии связи Вы должны уметь: по таблице находить удельную энергию связи Задание:(письменно в тетради) 1.Найдите и запишите в тетради понятие удельной энергии связи. Как она обозначается, какого единица измерения ее? 2.Рассмотритерисунок №183 или найди его на диске. Сделай анализ по следующему плану: а)Какие величины отложены по оси ОХ, ОУ? б)По кривой определите максимум удельной энергии. Для каких элементов наблюдается максимум? в) По кривой найдите минимум. Для каких элементов наблюдается этот минимум? г) Почему ядро железа устойчиво, а ядро урана неустойчиво? Примечание: Проведите взаимоконтроль, Оцените работу товарища: 1б-правильныйответ,0,5б-с ошибкой
УЭ-6(15 мин) Цель: Проверь полученные знания по изученной теме. Игра- «Кто больше и быстрее» 1.Напишите на листке без учебника и тетради основные понятия, которые использовались при изучении темы и которые Вы узнали. 2. Напишите формулы , изученные на уроке. 3. Проведите взаимоконтроль с товарищем. Оцените ответ: 1б-правильныйответ, 0,5б-с ошибкой.
УЭ-7(13 мин) Цель: Подведите итог урока и запишите домашнее задание. Задание: Заполните таблицу: Уэ-1 уэ-2 Уэ-3 Уэ-4 Уэ-5 Уэ-6 максимум 2 2 3 5 4 6-8 24
ИТОГИ УРОКА Оцените свою работу за урок: 18-24 балла-5 12-17баллов-4 8-11 баллов-3 Если набрали менее 8баллов, то вам необходимо закрепить материал урока по учебнику или диску.
Домашнее задание Прочитать параграф 84.Ответить на поставленные вопросы к параграфу. Решить карточки с уровнем сложности.