ЗАДАЧИ УРОКА Аккумулировать знаний об электростатическом поле, научиться объяснять физические явления, решать задачи, чётко излагать мысли, высказывать и доказывать суждения, систематизировать, выделять главное.
Исследовательская работа. Работа отдела: экспериментаторов-практиков. Назовите физический прибор, позволяющий обнаружить наэлектризовано тело или нет. Прокомментируйте работу этого прибора и объясните принцип его действия.
Что вы знаете о электризации тел? Что вы знаете о электризации тел? Продемонстрируйте опыт, подтверждающий, что при электризации трением оба тела приобретают заряды, противоположные по знаку, но одинаковые по модулю. Сделайте вывод.
Как доказать на опыте, что шелк при трении о стекло электризуется , причем отрицательно. Как доказать на опыте, что шелк при трении о стекло электризуется , причем отрицательно.
Коммуникативная деятельность. Работа отдела аналитиков и решение качественных задач. ─ Почему заряженный электроскоп разрядится быстрее, если его шар покрыт пылью?
Почему опасность возникновения пожара резко возрастает, если при бурении скважин из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? Чем это объясняется? Почему опасность возникновения пожара резко возрастает, если при бурении скважин из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? Чем это объясняется? При какой погоде (сухой или влажной) опасность воспламенения нефти больше?
Почему птицы слетают с провода высокого напряжения, когда включают напряжение?
Однажды в типографии при печатании книг и газет большая часть продукции оказалась забракованной из-за того, что листы книг, газет были закрученными, мятыми и даже рваными. Почему это произошло? Какие правила технологии производства не были соблюдены?
Работа отдела теоретиков. А) Заполнить цепочку формул.
Работа отдела теоретиков.
F , С , Е, В, M2, Кл, энергия, S, Н/Кл, время, F , С , Е, В, M2, Кл, энергия, S, Н/Кл, время, Площадь, заряд, q, напряжение, c, Wp, H, t, Напряженность, электроемкость ,U, Ф, Сила, Дж
А1. Модуль силы взаимодействия между двумя точечными зарядами F. Если величину одного заряда увеличить в 3 раза, а второго уменьшить в 3 раза, то модуль силы взаимодействия зарядов станет равным. А1. Модуль силы взаимодействия между двумя точечными зарядами F. Если величину одного заряда увеличить в 3 раза, а второго уменьшить в 3 раза, то модуль силы взаимодействия зарядов станет равным. Ответ: 3) F
q1 Ē q2 1) q1 – отрицательный q2 – отрицательный 2) q1 – положительный q2 – отрицательный 3) q1 – отрицательный q2 – положительный 4) q1 – положительный q2 – положительный
q1 Ē q2 1) q1 – отрицательный q2 – отрицательный
А3. На каком расстоянии от точечного заряда напряженность электрического поля в воздухе будет такая же, как на расстоянии 10 см в воде ( = 81) А3. На каком расстоянии от точечного заряда напряженность электрического поля в воздухе будет такая же, как на расстоянии 10 см в воде ( = 81) 1) 90 см 2)810 см 3)9 см 4)3см
А3. На каком расстоянии от точечного заряда напряженность электрического поля в воздухе будет такая же, как на расстоянии 10 см в воде ( = 81) Ответ: 1) 90 см
А4. Как изменяется емкость плоского воздушного конденсатора, если площадь его обкладок увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза? А4. Как изменяется емкость плоского воздушного конденсатора, если площадь его обкладок увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза? 1) Уменьшится в 2 раза 2) Не измениться 3) Уменьшится в 4 раза 4) Увеличится в 4 раза
А4. Как изменяется емкость плоского воздушного конденсатора, если площадь его обкладок увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза? А4. Как изменяется емкость плоского воздушного конденсатора, если площадь его обкладок увеличить в 2 раза, а расстояние между ними уменьшить в 2 раза? Ответ: 4) Увеличится в 4 раза
Отчет отдела аналитиков. Разгадывание простых чайнвордов. Отгадав все слова, ребята должны назвать зашифрованное слово в рамке и объяснить его значение.
1) Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. 1) Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. 2) Единица разности потенциалов. 3) Элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд. 4) Вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под влиянием электрического поля.
1) Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. 1) Раздел электродинамики, изучающий электрическое поле, созданное неподвижными зарядами. 2) Единица разности потенциалов. 3) Элементарная частица, имеющая минимальный отрицательный заряд. 4) Вещество, в котором имеются свободные заряды, способные перемещаться под влиянием электрического поля.
1) Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. 1) Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. 2) Энергетическая характеристика электрического поля 3) Учёный, экспериментально исследовавший взаимодействие заряженных тел. 4) Физическое явление, при котором разноимённые заряды разделяются в пространстве.
1) Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. 1) Элементарная заряженная частица, входящая в ядро атома. 2) Энергетическая характеристика электрического поля. 3) Учёный, экспериментально исследовавший взаимодействие заряженных тел. 4) Физическое явление, при котором разноимённые заряды разделяются в пространстве.
Подведение итогов
ЛИТЕРАТУРА
Домашнее задание Экспериментаторам: Провести мини - экспериментальную работу в домашних условиях по теме «Использование статистического электричества и борьба с ним». Теоретикам: Составить вариант контрольной работы по теме «Электростатика» (3 задания части А, 1 задание части В, 1 задание части С) Аналитикам: Лист взаимоконтроля (10 теоретических вопросов, качественных задач) на данную тему.