«Знания – дети удивления и любопытства» Луи де Бройль Архимедова сила7 класс учитель физики МОУ СОШ с. Волово Антипов Владимир Васильевич
Цели урока: · подготовить учащихся, усвоивших знания об архимедовой силе; · получить учащихся, умеющих решать задачи на расчет выталкивающей силы.
Актуализация знаний 1. Формула давления твёрдого тела. 2.Обозначение плотности вещества. 3.Формула давления жидкости на дно сосуда. 4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина? 5.Вес тела действует на ………. 6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? 7. Изменяется ли давление в жидкости при погру- жении? 8.Одинаковы ли силы давления, которые действу- ют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? А на боковые грани? Чем это можно объяснить? 9. Куда направлена равнодействующая сил, действ- ующих на верхнюю и нижнюю грани?
Проверь себя 1. Формула давления твёрдого тела. (Р=F/S) 2.Обозначение плотности вещества. (ρ) 3.Формула давления жидкости на дно сосуда. (Р=ρ·g·h) 4.Давление на одном уровне больше в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина?(больше) 5.Вес тела действует на (на опору или подвес) 6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда? (не изменилось) 7. Изменяется ли давление в жидкости при погружении? (изменяется) 8.Одинаковы ли силы давления, которые действуют снизу и сверху на тело, погруженное в жидкость? (нет) А на боковые грани? (да) Чем это можно объяснить? 9. Куда направлена равнодействующая сил, действующих на верхнюю и нижнюю грани?
Постановка проблемы 1.Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? 2.Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на бе-регу не может сдвинуть его с места. Почему? 3.В Вологодской области есть, на первый взгляд, странное озеро. С незапамятных времен люди считали, что на дне его живет кол-дун, и боялись нарушать границы его владений. Однажды попы-тался крестьянин искупать свою лошадь в озере, а она не успела войти в него, как потеряла равновесие и упала, но не утонула, а всплыла. Да и другие предметы, брошенные в воду, не тонули, а поддерживались непонятной силой. Как же объяснить такое яв-ление? Такие водоемы встречаются и в других странах. Самый большой из них Мертвое море. О нем сложились мрачные легенды. В одной из них говорится:»И вода, и земля здесь Богом прокляты».
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов Постановка темы, цели и задач урока
"Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта." (И. Кант) «Открытие» нового знания Задача: исследование действия жидкости или газа на погруженное в них тело. Фронтальный эксперимент: Определите вес данного тела в воздухе. Определите вес этого тела в воде. Сравните результаты и сделайте вывод Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.Почему вес тела в воде меньше веса в воздухе?
Какой вывод можно сделать из этих наблюдений? 1. На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила. 2.Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх. Значит, на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила, и на те, которые плавают, и на те, которые тонут. Выясним, почему возникает выталкивающая сила.
Закон Архимеда: На погруженное в жидкость (или газ) тело действует выталкива-ющая сила, численно равная весу жидкости (газа), вытесненной телом, и приложенная к центру тяжести вытесненного телом объема жидкости (газа).
Демонстрируется опыт с ведёрком Архимеда 1. Что сделала пружина, когда мы к ней подвесили ведёрко Архимеда? 2. Что произошло с пружиной, когда мы опустили ведёрко в сосуд с водой? 3. Что произошло с пружиной, когда мы вылили воду в ведёрко? Итак, выталкивающая сила сжала пружину на несколько делений, а вес вытесненной воды растянул пружину на те же деления. Что можно сказать об этих силах? Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что выталкивающая сила равна весу жидкости, вытесненной телом. ВЫВОД: сила Архимеда зависит от Vт и от ρж.
Выводы
Легенда об Архимеде Жил в Сиракузах мудрец Архимед, Был другом царя Гиерона. Какой для царя самый Важный предмет? Вы все догадались – корона! Захотелось Гиерону Сделать новую корону. Золота отмерил строго. Взял не мало и не много, Сколько нужно, в самый раз. Ювелиру дал заказ. Через месяц Гиерону Ювелир принес корону. Взял корону Гиерон, Оглядел со всех сторон. Чистым золотом сверкает... Но ведь всякое бывает, И добавить серебро Можно к золоту хитро, А того и хуже - медь (Если совесть не иметь)... И царю узнать охота: Честно ль сделана работа? Не желал терпеть урон Гиерон. И позвал он Архимеда... Началась у них беседа. Гиерон. Вот корона, Архимед. Золотая или нет? Архимед. Чистым золотом сверкает... Гиерон. Но, ты знаешь, все бывает! И добавить серебро Можно к золоту хитро. А того и хуже - медь, Если совесть не иметь. Сомневаться стал я что-то. Честно ль сделана работа? Можно ль это, ты скажи, определить? Но корону не царапать, не пилить... И задумался ученый: – Что известно? ВЕС короны. Ну а как найти ОБЪЕМ? Думал ночью, думал днем. И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс. На пол вылилась вода – Догадался он тогда, Как найти ОБЪЕМ короны, И помчался к Гиерону, Не обут и не одет... А народ кричал вослед: – Что случилось, Архимед? - Может быть, землетрясенье Или в городе пожар? Всполошился весь базар! Закрывали лавки даже. Шум и крики, и смятенье! Он промчался мимо стражи. – Эврика! Нашел решенье! – Во дворец примчался он. – Я придумал, Гиерон! (Во дворце.) Архимед. Эврика! Раскрыл секрет! Гиерон. Ты оденься, Архимед! Вот сандалии, хитон. А расскажешь все потом! Архимед. Пусть весы сюда несут И с водой большой сосуд... Все доставить Гиерону!.. Слуги все приносят.) На весы кладем корону, И теперь такой же ровно Ищем слиток золотой... (Находят кусок золота, по весу равный короне.) Гиерон. Все понятно! Архимед. Нет, постой! Мы теперь корону нашу Опускаем в эту чашу. Гиерон! Смотри сюда – В чаше поднялась вода! Ставлю черточку по краю. Гиерон. А корону? Архимед. Вынимаю. В воду золото опустим. Гиерон. В воду – золото? Допустим... Архимед. Поднялась опять вода, Метку ставлю я. Гиерон. Куда? Архимед. Ну, конечно же, по краю. Гиерон. Ничего не понимаю... Лишь две черточки я вижу. Эта – выше, эта – ниже. Но какой же вывод главный? Архимед. Равный вес. Объем не равный! Понимаешь, Гиерон, Я сейчас открыл закон. Тот закон совсем простой. Тело вытеснит... Гиерон. Постой! Говоришь, объем не равный? Мастер мой- мошенник явный За фальшивую корону Он ответит по закону! А ты за разгадку Получишь дары!
На этом прервалась беседа... Немало воды утекло с той поры, Но помнят закон Архимеда!
Первичное закрепление Как можно определить выталкивающую силу? Чему равна выталкивающая сила?
Самостоятельная работа В воду опущен медный кубик массой 100 г и тонкая медная пластина массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях? Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная тара. Что из них легче удержать в воде? К чашкам весов подвешены две гири равного веса: фарфоровая и железная. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой? Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы, проводя соответствующие опыты на Луне, где сила тяжести в шесть раз меньше, чем на Земле? Действует ли на искусственном спутнике Земли закон Паскаля и архимедова сила? Из какого материала надо сделать гири, чтобы при точном взвешивании можно было не вводить поправки на потерю веса в воздухе?
Повторение Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал «чудовищ- ной» силой. Стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1 тонну. Правда только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть эти рассказы правдой? 2.Существует «Мертвое озеро» в Палестине. Утонуть в нем нельзя. Может ли быть такое? Тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг. Может ли быть такое?
Итог урока Что вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились ? Домашнее задание: § 48, 49, упр. 32 зад. № 1, 2 (устно)