IX шелеровский семинар (21 ноября 2014 г., Горный университет). «Эволюция портретного образа античных философов» (автор выступления д.фил.н., проф. Дорофеев Д.Ю.). При поддержке РГНФ проекта 14-03-00594а.
Из истории античной иконографии Основные формы: скульптурные статуи; надгробия; гермы; фресковая, мозаичная, керамическая живопись; интальи; геммы; монеты (в честь Гераклита, Демокрита, Галена и др.); театральные маски. Рождение портрета: нач.-сер. 5 в.д.н.э., Афины («открытие индивидуума»). Пространство иконографии философов: общественное (агора, Академия, Ликей) у греков – скульптуры , частное (библиотеки домов, вилл) у римлян – гермы; причина: общественное признание, форма личной идентификации и симпатии. Количество: примерно 13-15 % из всей иконографии ( в книге Г. Хафнера из 337 античных портретов 42 философа – очень много!!!).
Философы под ногами: напольная мозаика. «Муза Каллиопа и семь мудрецов», Баальбек, Бейрут (вт. пол. 3 в.н.э., автор Амфион)
Первые философы: милетцы Анаксимандр (611-546 г.д.н.э.)
Философы Южной Италии («Великой Греции»). Пифагор (ок. 540-500 гг.д.н.э.)
Искусства в Древней гРЕЦИИ Приоритет мусических (словесно-музыкальных) искусств над пластическими (материальными), первые учат AGATHOS (внутренней красоте), вторые воплощают KALOS (внешнюю красоту). Идеал – их взаимосвязь, КАЛАКОГАТИЯ. Дидактическая функция поэзии, прославляющая (увековечивающая) – скульптуры. «материальные» искусства (tekhne) суть ремесла; но культурное и общественное значение (легитимация) художников и скульпторов в полисе достаточно велико. Пластическое мироощущение древних греков. Взаимосвязь нарративных и пластических механизмов при формировании образа (пластичность слова). Реалистические (у римлян даже натуралистические) и схематически-нормативные основы образа философа.
Поэты Гомер (8 в.д.н.э.) Неаполитанского музея
Трагики Эсхил (525-456 г.д.н.э.)
Трагики: Софокл (496-406 г.д.н.э.) Инталья Софокла
Великие риторы 4 в.д.н.э. Лисий (445-380 г.д.н.э.)
Культурное Противостояние Гераклита и Демокрита (с Сотиона, Автора 2 в.д.н.э.) Гортинская статуя Гераклита (554-483 г.д.н.э.)
«Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит». Фреска Донато Браманте (1444-1514). Пинакотека Брера (Милан)
Гераклит и Демокрит из Летнего Сада Петербурга (18 в.) «С умом все люди – Гераклиты,\\ И не жалеют слез своих,\\Глупцы же сердцем Демокриты:\\Род смертных арлекин для них» (Н. Карамзин, «Гимн глупцам») Гераклит
Мудрость как слезы Гераклита и смех демокрита. Dirc van Baburen 17 в.
Великие художники рисуют великих философов. Питер Рубенс
Hendrick der Brugghen, 1628 Гераклит
Римские копии с оригинала Лисиппа Сократ (469-399 г.д.н.э.) Капитолийского музея
Платон(427-347 г.д.н.э.) – римские копии с оригинала Силаниона Капитолийский музей
Аристотель (384-322 г.д.н.э.) Афинского национального археологического музея Сдвоенная герма
Александр Македонский (356-323 г.д.н.э.) – основатель моды на безбородье, до имп. Адриана (борода стала знаком философов) Александр Стамбула (Лисипп был придворным скульптуром)
Эллинизм: греческие стоики Капитолия Зенон из Китиона (335-262), основатель стоицизма
Эллинизм: киники Диоген Синопский (412-323 г.д.н.э.)
Друзья-философы: Эпикур и Метродор Сдвоенная герма Эпикура-Метродора
марк туллий Цицерон (106 г.д.н.э.-43 г.д.н.э.) Цицерон Капитолийского музея
Сенека (4 г.д.н.э.-65 г.н.э.) или Псевдо-Сенека? Сенека Капитолийского музея
Философ-император (121-180 н.э.) Марк Аврелий Капитолийского музея
Последние великие философы античности – неоплатоники. Плотин (204-270), основатель