SWOT-анализ и его использование в стратегическом анализе Работа ст.гр. ОА-081 Ульянич Т.Ф.
SWOT-анализ - это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие, которые способствуют достижению целей предприятия или осложняющих его.
SWOT–анализ — это качественный анализ перспектив, включающий описание: Сильных сторон (Strengths) фирмы; Слабых сторон (Weaknesses) фирмы; Возможностей (Opportunities), предоставляемых внешней средой; Угроз (Threats), предоставляемых внешней средой.
SWOT-анализ обычно представляют в виде матрицы:
Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Пример SWOT-анализа Химчистка/прачечная Columbia Cleaners
Справка о бизнесе предприятия, по которому проводится пример: «Экономика США понемногу восстанавливается и качество жизни растет. Люди стараются тратить больше времени и денег на то, чтобы получать удовольствие, а не делать работу по дому. Они хотят, чтобы кто-нибудь другой делал за них работу по чистке и уборке. В Хилсборо на 70 тыс. населения 7 химчисток и прачечных. Эти химчистки принимают от клиентов вещи, чистят и ждут, когда они их заберут. Клиенты вынуждены ездить по городу, искать место для парковки, тащить свои вещи, такие как занавески, простыни и т.п. в прачечную и ждать, пока их обслужат. Потом они повторят тот же скучный процесс, когда забирают обратно вещи. Кроме того, эти прачечные открыты с 9 утра до 6 вечера и закрыты в воскресенье, т.е. работают практически в часы работы большинства офисов, что особенно не удобно для работающих клиентов. Понимая и стараясь исправить ситуацию, наша прачечная/химчистка будет включать бесплатную доставку на чистку и обратно. Мы сделаем жизнь наших клиентов проще, сохраняя их время, исключив проблемы с доставкой, парковкой, тем, что они могут забыть забрать вещи, пропустить обед или позже приехать домой…»
SWOT – Сильные стороны: Предприятие предлагает действительно новый сервис химчистки и прачечной с доставкой; Предприятие предлагает быстрый и полезный сервис для того, чтобы сохранить время своих клиентов.
SWOT – Слабости: Наличие конкурентов среди уже существующих прачечных в городе; Бизнес начинается с «0», т.е. с самого начала; Меньше опыта, чем у конкурентов.
SWOT – Возможности: Расходы на одежду растут, включая дорогую одежду. Поэтому спрос на услуги по уходу за одеждой тоже растет; Все больше и больше женщин, которые по традиции стирают и чистят одежду дома, работают в офисах и на предприятиях и у них меньше времени на домашние дела. Целевой рынок для нашего бизнеса это рабочий класс и класс профессионалов и мужчин, и женщин; Средний доход жителей Хилсборо растет; Люди стремятся тратить больше времени на удовольствия и развлечения, а не на работу по дому; Участие в постоянно растущем сервисе. По прогнозам, отрасль химчисток и прачечных будет постоянно расти в 2010 году; Можно открыть сеть прачечных с одинаковым уровнем качества услуг; Возможность уменьшить постоянные затраты при увеличении продаж.
SWOT – угрозы: Если бизнес будет успешным, появятся новые конкуренты, которые будут предлагать те же услуги; Развитие технологий может дать возможность чистить одежду с помощью домашних стиральных машинок.
Вывод: с помощью SWOT-анализа предприятие может: Определить дальнейшую стратегию деятельности; Составить план организации работы и её развития; Определить новые цели или скорректировать прежние; Возможность выбрать из нескольких планов действий; Определить, по возможности, основные влияющие факты внутри и снаружи предприятия; Избежать возможных угроз; Взвесить все «за» и «против» принимаемых решений.