Тема: Главные вопросы экономики.Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Основы хозяйственной жизни человечества. Вспоминай – ка.Жизненные блага.Факторы производства.Развитие способов использования ресурсов.Производительность.Зарождение обмена и торговли.Преимущество специализации.Домашнее задание.
Вспоминай – ка. Какие два значения имеет слово «экономика»?Какие разделы изучает экономическая наука?
Два значения Способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления.Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.
Проблемы, исследуемые экономической наукой.
Основы хозяйственной жизни человечества.
Жизненные блага. Приведите и запишите примеры Природные (даровые)ЭкономическиеКакие блага имеются в наличии в большем количестве?Какие блага используются человеком чаще?
Природные блага Если ты внимательно читал записи в тетради и привел примеры природных благ правильно, то ты знаешь, что нельзя в любой момент использовать то, что ты не можешь сделать своими руками.
Экономические блага. Для производства жизненно необходимых благ люди используют: Факторы производства(ресурсы)Ресурсы природыСобственный трудСпециальные приспособления
Факторы производства. ТрудЗемляКапиталПредпринимательствоИнформация
ТрудУмственные способности Физические способностиОт чего зависит величина этого фактора?От численности работоспособного населения страны и отработанного им времени.
Земля. - природные ресурсы, пригодные для производства благ.
Капитал.- здания и сооружения, станки и оборудование, железные дороги, порты и т.д.
Предпринимательство. - услуги, которые оказывают обществу люди с определенными способностями, создавая новые фирмы на свой страх и риск.
Информация.- сведения, передаваемые людям в устной или письменной форме, а так же на электронных носителях.
Развитие способов использования ресурсов .
I стадия разделения труда.Первобытное общество разделилось на:земледельцев или скотоводов и охотников
II стадия разделения труда. По мере роста общества, нужда в каждом благе увеличивается и у отдельных людей появляется возможность заниматься производством отдельных благ.
III стадия разделения труда.С увеличением потребности в отдельных продуктах, ремесленники начинают концентрироваться на производстве какого-либо одного блага.
Развитие способов использования ресурсовразвитию специализации т.е., сосредоточению производства определенного изделия в руках того, кто производит его лучше
Специализация способствовалаувеличению количества произведенных благпоявлению излишков продукции возникновению обмена
Производительность – Объем благ, произведенный за определенное количество времени (час, день, неделю и т.д.) с использованием определенного количества ресурсов.
Задача. В хлебопекарне работают 10 человек. Каждый из них отрабатывает в течение дня 8 часов рабочего времени. За день выпекается 800 буханок хлеба. Чему равна производительность труда каждого работника за 1 час?Решение:Производительность = (800: 10) : 8 = 10 (бух./час) труда
Зарождение обмена и торговли. Способы производства: Изготовить сколько нужно самостоятельно (натуральное хозяйство)Часть благ изготовить самостоятельно, а остатки обменять на другие блага. Какой способ производства выгоднее?
Натуральное хозяйство Человеку затруднительно, если не сказать – невозможно, производить все блага для себя.
Зарождение обмена и торговли. Люди стали обмениваться товарами не от случая к случаю, а положили это в основу своей жизни. Появилось новое понятие блага.Регулярный обмен благами в форме купли-продажи лег в основу торговли.
Благо. Товар - материальный предмет, полезный людям.Услуга- нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.
Преимущество специализации.
?Какие жизненные блага вы знаете?Перечислите факторы производства.Что способствовало возникновению обмена? В чем состоит преимущество специализации?
Жизненные блага.Природные (даровые)Экономические
Факторы производства.ТрудЗемляКапиталПредпринимательствоИнформация
Вывод: Специализация позволяет людямповышать производительность использования ресурсов. Повышение производительности использования ресурсов позволяет людям улучшать благосостояние.
Домашнее задание. Учить записи в тетради.Объяснить (письменно) в чем заключаются отрицательные последствия специализации.