Обобщающий урок по теме:«Мир денег. Законы денежного обращения»
Задача: Обобщить и закрепить основные понятия, которые учащиеся должны усвоить в процессе изучения данного материала; активизировать и ориентировать учащихся на самостоятельную аналитическую и творческую деятельность.Цели: 1. Восстановить хронологию создания различных форм денег. 2. Усвоить все функции денег, поразмышлять над данной проблемой в творческой работе – экономическое эссе. 3. Рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен, используя уравнение КТД – Фишера и решением задач. 4. Рассмотреть причины инфляции и способы ее измерения, работа со статистическими данными, анализы обобщения полученных результатов. 5. Особенности мировых денег, национальной и конвертируемой валюты, валютный курс.
Аукцион знатоков народной мудрости «Деньги – центр, вокруг которого вращается вся экономическая наука» (известный экономист А.Маршалл)«Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же, научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие». (древнегреческий драматург Софокл)
Викторина «История денег» Товарные деньги(скот, меха, скот, меха, соль, чай, рыба, рис …) Слитки из золота, серебра Монеты VII в. до н.э., Китай X в. на Руси - рубль (68 гр. серебра) - копейка (0,68 гр.) - деньга ½ коп. - полушка ¼ коп. Бумажные деньги IX в. Китай XII-XIII в. Америка и Европа 1769 г. в России при Екатерине II
Денежным обеспечением и регулированием вгосударстве занимаетсяЦентральный банк
В мире интересного! Самая легкая и мелкая металлическая монета из серебра была выпущена в 1740 году в Непале, ее размеры 2 x 2 мм. Самая дорогая из современных монетдостоинством в 10000 $ отчеканена изплатины в 1993 году в Австралии, ее вес 1 кг. и диаметр 57 мм. Самая крупная сумма за покупку одноймонеты – 314 тыс. $ уплачено на аукционев Цюрихе в 1974 году за серебрянуюдекадрахма из Древних Афин.
Цена – количество денег, которымоценивается благо.Деньги – масштаб для сопоставления стоимости различных товаров. Деньги, обслуживающие кредитныесделки с отсрочкой платежа, т.е. в долг Для чего ? будущие расходы получение % получение дивидендов Как ? в копилке в банке в ценных бумагах в товарах в драгоценностях- в недвижимости
Деньги – особый товар, который:принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги;позволяет единообразно соизмерять все товары для нужд обмена и учета, а также;Дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений
Законы денежного обращения «Если бы все цены и доходы росли в равной мере, то никто бы не пострадал. Но этот рост неодинаков. Многие теряют, и лишь немногие выигрывают» (Ирвинг Фишер) Уравнение количественной теории денег И,Фишера:M x V = P x Q, М - средняя масса денег, которая необходима стране для обеспечения нормального денежного обращения;P – средние цены товаров и услуг, продававшихся в стране в течение данного года;Q – объем товаров и услуг, продававшихся в стране в течение данного года;V – скорость обращения денег (среднее число оборотов денег, число раз за год).Это уравнение позволяет понять реальные зависимости, определяющие состояние денежной системы страны.Так, если в стране растут цены, то даже при неизменном объеме производства и той же скорости обращения денег масса денег в обращение должна быть увеличена. Если же деньги начинают обращаться быстрее, а цены объемы производства не возрастают, то страна может обойтись меньшим количеством денег. Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. Рост денежной массы в России за последние 5 лет в млрд.руб.
В стране Атласии количество денег в обращении увеличилось с 40 млн. тугриков до 48 млн. тугриков. Скорость обращения денег не изменилась, а реальный объем производства сократился на 20%. На сколько % повысились цены в Атласии?Ответ:Цены в Атласии повысились на 50%. Вопрос:При каком виде инфляции цены повышаются от 50% и выше?Это признаки галопирующей инфляции. При таком виде инфляции рост цен может колебаться от 20% до 200%, причем эта инфляция -предложения, так как при сокращении объема производства наблюдается резкий рост цен.
Инфляция и ее виды
Виды инфляции Умеренная (ползучая) – цены растут не более, чем на 10% в год.Галопирующая – цены растут от 20% до 200% в год.Гиперинфляция – цены растут от 200% (50% в месяц, 1000% в год). 4. Инфляция спроса 5. Инфляция предложения 6. Скрытая(подавленная): 7. Ожидаемая(прогнозируемая): - товарный дефицит,- государственное регулирование,ажиотажный спрос, «черный рынок», потеря доверия к деньгам. повышение цен и рост заработной платы пропорциональны
Работа со статистическими данными В стране Атласии потребляются 3 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные из этой таблицы,Рассчитайте индекс потребительских цен для Атласии Ответ: ИПЦ = 191%, следовательно общий уровень цен увеличился на 91%Индекс потребительских цен (ИПЦ) – это показатель, измеряющий инфляциюиз расчета стоимости товарной корзины.Потребительская (товарная) корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохраненияздоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Работа со статистическими данными В стране Атласии общий уровень цен за определенный период времени характеризуется следующими данными: а) Рассчитайте темпы инфляции в стране Атласии в 1996, 1997, 1998 годах и впишите полученные результаты в таблицу.б) Сравните темпы инфляции двух предыдущих лет друг с другом.в) Проанализируйте и оцените полученные результаты, сделайте вывод.Темп инфляции – это прирост общего уровня цен за определенное время.
Мировые деньги Валюта – это денежная единица страны свободная конвертируемая национальная Валютный курс- это цена валюты одной страны, выраженной в валюте другой.
Национальные валюты
Свободно конвертируемая валюта (СКВ)
Денежный мир – это один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Законы денежного мира ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать ошибок, общее представление о законах денежного мира необходимо иметь каждому!