SWOT – анализ SWOT – анализ Метод концептуальных карт Цветовое голосование
Определение SWOT-анализа Определение SWOT-анализа История метода Области применения Структура SWOT SWOT-матрица Основные этапы SWOT-анализа (на примере оценивания региональной политики) Применение на различных уровнях оценивания Опыт Швеции Преимущества и недостатки метода
SWOT – Strengths, Weakness, Opportunities, Threats SWOT – Strengths, Weakness, Opportunities, Threats SWOT - метод структурирования и оценивания информации на предварительной стадии разработки программы, позволяющий выделить ее основные сильные и слабые стороны, а также возможные «побочные эффекты»
1960 гг. – описание метода (Лернд, Эндрю, Кристиансен, Гат) и обоснование его применения для стратегического планирования 1960 гг. – описание метода (Лернд, Эндрю, Кристиансен, Гат) и обоснование его применения для стратегического планирования 1980-е гг. - активное использование администрациями штатов и городов при реализации политик развития а также управленцами государственного сектора
Оценка региональной политики (наиболее распространено) Оценка региональной политики (наиболее распространено) Оценка социальной политики Оценка эффективности бюрократических структур и управленческих решений в рамках государственного сектора Оценка отраслевых политик
Ситуационный анализ (анализ контекста) / \ Анализ внутренних факторов Анализ внешних факторов / \ / \ Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы Создание SWOT-матрицы (профиля)
«Сканирование» контекста программы «Сканирование» контекста программы Подготовка и инвентаризация возможных действий Внешний анализ возможностей и угроз Внутренний анализ сильных и слабых сторон Классификация возможных действий Оценивание разработанной policy-стратегии
Поиск и установка основных проблемных трендов, которые могут повлиять на развитие конкретного региона Поиск и установка основных проблемных трендов, которые могут повлиять на развитие конкретного региона Анализ политических, социально-демографических, экономических и физико-географических индикаторов
Формулировка возможных действий в общих концептуально-однородных понятиях Установление ограничений
Перечисление тех параметров «окружения» региона, которые не доступны для контроля региональной власти, но могут существенно повлиять на реализацию политики Перечисление тех параметров «окружения» региона, которые не доступны для контроля региональной власти, но могут существенно повлиять на реализацию политики
Перечисление и анализ факторов, которые хотя-бы частично подконтрольны региональной администрации и могут ускорить/затормозить развитие региона в интересующей области Перечисление и анализ факторов, которые хотя-бы частично подконтрольны региональной администрации и могут ускорить/затормозить развитие региона в интересующей области
Выделение тех действий, который в соответствии с результатами этапа 4 могут по максимуму использовать сильные стороны программы и региона и нивелировать слабые Выделение тех действий, который в соответствии с результатами этапа 4 могут по максимуму использовать сильные стороны программы и региона и нивелировать слабые
Основывается на сравнительном анализе релевантных опытов тех программ, которые уже были реализованы
Ex-ante evaluation – оценивание, проводимое на стадии формулирования политики Ex-ante evaluation – оценивание, проводимое на стадии формулирования политики On-going/midterm evaluation – промежуточное оценивание Ex-post evaluation – финальное оценивание
анализ предшествующих опытов – «извлечение уроков» анализ предшествующих опытов – «извлечение уроков» совокупное рассмотрение необходимого и недостаточного – ресурсов, концептуальных элементов, и т.д. рассмотрение возможностей и перспектив
Агрегированный анализ сильных и слабых сторон, угроз и альтернативных возможностей Агрегированный анализ сильных и слабых сторон, угроз и альтернативных возможностей Анализ непредвиденных результатов (влияниях) реализуемой политики на элементы ее контекста Предварительная корректировка программы
Установление систем мониторинга промежуточных результатов реализации политики Установление систем мониторинга промежуточных результатов реализации политики Возможная корректировка задач, стратегий и методов оценки Промежуточная оценка эффективности и соответствия достигнутого поставленным целям
Определение валидности SWOT-матрицы и адекватности ее элементов текущей ситуации
Оценка и мониторинг реализации политики Оценка и мониторинг реализации политики Изучение незапланированных результатов Сопоставление результатов двух предыдущих уровней оценивания Подведение итога и структурирование референтного опыта
Анализ удач и неудач «Что могло быть сделано, но не сделано» Оценка долгосрочности результатов и учет возможных флуктуаций
SWOT-анализ использован при разработке плана регионального развития «Объекта 6» SWOT-анализ использован при разработке плана регионального развития «Объекта 6» Акцент сделан на факторы окружения, структурных и демографических характеристиках региона В соответствии с результатами стратегия скорректирована
Преимущества Преимущества Направлен на поиск наиболее эффективной стратегии Возможность учета мнений партнеров Особенно эффективен при последовательном использовании на уровнях ex-ante и mid-term
Определение Определение История метода Применение техники Описание метода Участники процесса составления карты Основные этапы составления карт Преимущества и недостатки инструмента
Концептуальная карта – графическое представление экспертного заключения, отражающего основные идеи, выработанные группой в ходе обсуждения проблемы, а также показывающего связи одних положений с другими, их важность и релевантность. Концептуальная карта – графическое представление экспертного заключения, отражающего основные идеи, выработанные группой в ходе обсуждения проблемы, а также показывающего связи одних положений с другими, их важность и релевантность.
вид структурной концептуализации, используемый группами для разработки концептуального фона, иллюстрации проведения оценки либо планирования какой-либо программы/политики; вид структурной концептуализации, используемый группами для разработки концептуального фона, иллюстрации проведения оценки либо планирования какой-либо программы/политики; двумерное представление набора понятий, описывающих объекты или явления, и функциональных взаимосвязей между ними; древовидная структура, целиком посвящённая какой-либо теме; отдельные узлы на ней являют собой более мелкие составляющие общего знания, важные для понимания значения общей темы, связи объясняют, каким образом узлы взаимодействуют между собой.
William Trochim (1989)– разработка метода, введение понятия структурной концептуализации, показана возможность использования процессов на практике William Trochim (1989)– разработка метода, введение понятия структурной концептуализации, показана возможность использования процессов на практике
Метод концептуальных карт используется для: Метод концептуальных карт используется для: формулировка ключевых вопросов и фокусов программы; разработки дизайна и плана проведения оценивания; выявление нерелевантных для программы или политики аспектов оценки, которые необходимо опустить в процессе исследования; определения эффектов воздействия программы/политики, которые необходимо оценить; определения основных целей и задач оценивания
Основа – взаимодействие нескольких человек; Основа – взаимодействие нескольких человек; Агрегирование индивидуальных точек зрения по определенному вопросу; Использовании различных источников информации: документации, исторических записях, более ранних оценках и исследованиях, интервью и т.п.
Группа (10-20 человек) состоит обычно из: Группа (10-20 человек) состоит обычно из: Администраторов различных звеньев персонал программы, клиенты, Представители академического сообщества, члены сообществ Представителей организаций, Лидеров компаний, ЛПР, Оценщиков, Спонсоров и т.п. Роль модератора (внешний эксперт или участник программы) – управление процедурой – Роль участников – определение содержания, интерпретация и применение карты.
Подготовка – отбор участников и выбор фокусов анализа Подготовка – отбор участников и выбор фокусов анализа Выработка утверждений Структурирование утверждений Презентация утверждений в виде концептуальных карт Интерпретация карт Применение карт
Отбор участников Отбор участников Разработка фокуса исследования: мозговой штурм, общее собрание
Мозговой штурм Мозговой штурм Количество утверждений - >100 Утверждения слова, краткие формулировки
Процедура неструктурированной сортировки карточек Процедура неструктурированной сортировки карточек Комбинирование результатов: таблица или квадратичная матрица Индивидуальные матрицы комбинированные матрицы Ранжирование утверждений (Шкала Лайкерта)
Проведение анализа для помещения концепта на ту или иную точку карты; Проведение анализа для помещения концепта на ту или иную точку карты; Группировка или разделение утверждений на карте по кластерам, которые отражают более высокие порядки концептуальных группировок изначального блока утверждений; Составление карт, которые покрывают утверждения либо по точкам, либо по кластерам.
Многомерное шкалирование – представление совокупности интересующих исследователя объекта в виде некоторого набора точек многомерного пространства некоторой небольшой размерности, при этом каждому объекту соответствует одна точка. Координаты точек истолковываются как значения неких характеристик исходных объектов, которые объясняют их свойства и взаимоотношения. Многомерное шкалирование – представление совокупности интересующих исследователя объекта в виде некоторого набора точек многомерного пространства некоторой небольшой размерности, при этом каждому объекту соответствует одна точка. Координаты точек истолковываются как значения неких характеристик исходных объектов, которые объясняют их свойства и взаимоотношения. Неметрическое шкалирование – использование не оценок сходства объектов, а результатов их ранжирования.
Кластерный анализ – метод, позволяющий разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, кластеров. Кластерный анализ – метод, позволяющий разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, кластеров. Аггломеративная группировка – начинаем с создания элементарных кластеров, каждый состоит из одного наблюдения, на каждом последующем шаге объединяем два наиболее близких кластеров в один.
Берем усредненные рейтинги по участникам для каждого утверждения и кластера. Переносим это графически на карту – точечную ранжированную и/или кластерную ранжированную карту. Берем усредненные рейтинги по участникам для каждого утверждения и кластера. Переносим это графически на карту – точечную ранжированную и/или кластерную ранжированную карту.
Используемые материалы: Используемые материалы: Лист утверждений Кластерный лист Точечная карта Кластерная карт Точечная ранжированная карта Кластерная ранжированная карта
Утверждения, полученный в процессе мозгового штурма: Утверждения, полученный в процессе мозгового штурма: 1)… 2)… . … . … . … n)…
Кластер 1: Кластер 1: 1) 13) 2) 75) 78) Кластер 2: 3) 4) 51) 52) 91)
При планировании проведения оценивания: метод позволяет акцентировать внимание на ключевых оценочных ресурсах для достижения максимальной эффективности программы. При планировании проведения оценивания: метод позволяет акцентировать внимание на ключевых оценочных ресурсах для достижения максимальной эффективности программы. При выработке консенсуса среди партнеров, заинтересованных в оценке. В случае отсутствия ясности по поводу программных целей и ожидаемых результатов, а также критериев изменения ситуации. Техника оптимальна на различных этапах: В контексте ex ante – для определения основных целей и приоритетов В контексте ex post – для оформления критериев эффективности и индикаторов В контексте on going evaluation
Целевая аудитория Целевая аудитория География Тема/содержание программы Политический цикл Тренды Издержки
Преимущества: Преимущества: занимает мало времени легкость процесса учет большого количества мнений, в т.ч. стэйкхолдеров
Определение Определение Техника проведения Pекомендации по применению Приемы цветового голосования Соединение метода «мозгового штурма» и «цветового голосования»
Цветовое голосование – техника, применяемая для проведения встреч, основанная на визуальном представлении мнений в группе. В ситуации оценивания, когда вовлечены несколько участников, оно может быть использовано для структурирования дискуссии и коллективной рефлексии, способствуя выражению всех точек зрения. Цветовое голосование – техника, применяемая для проведения встреч, основанная на визуальном представлении мнений в группе. В ситуации оценивания, когда вовлечены несколько участников, оно может быть использовано для структурирования дискуссии и коллективной рефлексии, способствуя выражению всех точек зрения. Цветовое голосование – это инструмент, повышения объективности оценивания в контексте плюралистического подхода. Этот метод может быть применен для прояснения и классификации вопросов оценивания, выборы критериев оценивания, обоснования заключения и формулировки рекомендаций.
Цветовое голосование - запись всех высказывания на больших листах бумаги большими буквами и размещение этих листов на стене. Рядом с каждым высказыванием оставляется место для «голосования». У каждого из участников обсуждения в распоряжении имеется некоторое количество разноцветных стикеров (в зависимости от количества обсуждаемых высказываний). Каждый может поместить один или все стикеры напротив заявления (или заявлений), с которым больше всего согласен. Цветовое голосование - запись всех высказывания на больших листах бумаги большими буквами и размещение этих листов на стене. Рядом с каждым высказыванием оставляется место для «голосования». У каждого из участников обсуждения в распоряжении имеется некоторое количество разноцветных стикеров (в зависимости от количества обсуждаемых высказываний). Каждый может поместить один или все стикеры напротив заявления (или заявлений), с которым больше всего согласен.
Количество высказываний: не более 200; Количество высказываний: не более 200; Количество участников: не более 50; Количество стикеров: общее число стикеров должно примерно совпадать с числом обсуждаемых высказываний (не более 10, не менее 3).
Оставлять достаточно места для голосования рядом с обсуждаемыми высказываниями, разграничивать их горизонтальными линиями. Оставлять достаточно места для голосования рядом с обсуждаемыми высказываниями, разграничивать их горизонтальными линиями. Попросить участников наклеивать стикеры так, чтобы один заходил на другой, в случае голосования несколькими стикерами за одно высказывание одним участником. Тогда по завершении можно будет отследить, сколько человек проголосовало за то или иное высказывание. Если представлено несколько типов участников, различным группам выдаются стикеры различных цветов. Это позволяет увидеть различие точек зрения различных категорий участников Можно использовать позитивное и негативное голосование. Например, стикеры красного цвета для голосования против, а зеленого – за. Можно предложить участникам писать комментарии на стикерах, аргументирующие их позицию.
Этап 1 - Мозговой штурм критериев оценки идеи или решения; Этап 1 - Мозговой штурм критериев оценки идеи или решения; Этап 2 - Цветовое голосование для определения приоритетных критериев; Этап 3 – Определение наиболее удачных решений, присвоение им цветов; Этап 4 - Разделение помеченных и не помеченных стикерами идей, ранжирование; Этап 5 – Обсуждение наиболее популярных идей Этап 6 – Вынесение окончательного решения