Конституционные нормы как основная правовая база регулирования экономических отношений. Конституционно-правовые институты экономической системы. Конституционные нормы как основная правовая база регулирования экономических отношений. Конституционно-правовые институты экономической системы. Конституционные принципы экономической системы и проблемы их реализации. Конституционные экономические права и обязанности. Конституционные основы института права собственности. Публичная и частная формы собственности. Особенности земли и других природных ресурсов как объектов конституционного права. Конституционные основы экономической политики.
«Конституционная экономика – научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве». «Конституционная экономика – научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве». Источник: Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. – М., 2006. С.10. «Экономическая конституция –это совокупность положений Основного закона (Конституции), первичного права Сообщества и разделов мирового экономического права, касающихся устройства экономики (основные экономические права, принципы экономики и др.). При этом неважно, содержат ли эти положения прямые указания на экономическую деятельность. Определяющее значение указанных положений состоит в том, что по своему содержанию они могут относиться и к экономической жизни (например, общая свобода действий как свобода хозяйственной деятельности)». Источник: Штобер Рольф. Основы германского и международного экономического права / Пер. с нем. – СПб., 2007. С.448 .
Влияние экономических отношений на государство. Влияние экономических отношений на государство. Влияние государства на экономику. Воздействие экономических кризисов на государственность и политических кризисов – на экономику.
В 2011 году эксперты ВШЭ измерили цену неработающих институтов и их влияние на экономический рост. Сделали вывод, что рост индекса качества институтов на 1 балл по шкале IMD (у России 2,7 балла из 10) добавляет темпам роста экономики минимум 0,31 процентных пункта в год. А по расчетам немецких ученых улучшение судебной системы прибавляет 1% роста ВВП
Рыночная экономика Рыночная экономика Административно-командная экономика Смешанная экономика Основные критерии: признает ли данное государство частную собственность; каково правовое соотношение между последней и собственностью государственной; какова степень свободы предпринимательства
гарантируется право частной собственности и его государственная защита; равенство всех форм собственности; свобода предпринимательской деятельности
признается лишь государственная («общенародная», «социалистическая» и т.п.) собственность либо доминирование последней при разрешении мелкой частной собственности; признается лишь государственная («общенародная», «социалистическая» и т.п.) собственность либо доминирование последней при разрешении мелкой частной собственности; государственное планирование экономического развития; возможно разрешение мелкого предпринимательства, основанного на личном труде собственников
Сочетание элементов административно-командной и рыночной экономических систем Сочетание элементов административно-командной и рыночной экономических систем Яркий пример: Конституция КНР «государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» (ст.15) «необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются важной составляющей социалистической рыночной экономики» (ст.11).
Государство, осуществляющее минимум регулирования экономических отношений (либеральная модель, или «государство – ночной сторож», «laissez faire, laissez passer» – «предоставьте свободу действий» – физиократы: Кенэ, Тюрго, Мирабо) Государство, осуществляющее минимум регулирования экономических отношений (либеральная модель, или «государство – ночной сторож», «laissez faire, laissez passer» – «предоставьте свободу действий» – физиократы: Кенэ, Тюрго, Мирабо) Государство – активный участник экономических отношений («дирижистская модель») Социалистическое государство Смешанная модель, в которой устанавливаются пределы вмешательства государства в экономику, но при этом активно осуществляется регулирование экономических процессов Определить модель по конституции сложно!
«…В Конституции РФ достаточно четко установлена разновидность модели рыночной экономики, причем с ярко выраженными либеральными чертами, так как в ней: «…В Конституции РФ достаточно четко установлена разновидность модели рыночной экономики, причем с ярко выраженными либеральными чертами, так как в ней: 1) закреплены основные принципы рыночной экономики; 2) в перечне форм собственности на первое место поставлена частная собственность; 3) частная собственность не имеет социального обременения, как в ряде современных государств; 4) отсутствуют какие-либо значительные элементы регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.); 5) не установлено ограничение в использовании важнейших объектов собственности, которые традиционно относятся к национальному богатству (земля, природные ископаемые, уникальные исторические и культурные ценности и др.)». Источник: Васильева С.В, Мазаев В.Д., Виноградов В.А. Конституционное право России. – М., 2011. С.180–181. ТАК ЛИ ЭТО?
Признание и равная правовая защита различных форм собственности (ст.8). Перечень принципов рыночной экономики (п. 1 ст.8). Признание и равная правовая защита различных форм собственности (ст.8). Перечень принципов рыночной экономики (п. 1 ст.8). Признание особого режима использования объектов собственности, наиболее значимых для народов России (земля, недра) (п.1 ст.9). Провозглашение двух основных направлений в регулировании экономических отношений: а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, в том числе права частной собственности и свободы экономической деятельности; б) осуществление идей социального государства: стимулирование экономического развития и распределение национального богатства с учетом решения задачи обеспечения достойной жизни граждан и свободного развития человека (п.1 ст.7).
Содержание и роль частной собственности как неотъемлемого права человека в рыночном обществе (п.п.1,2 ст.35). Содержание и роль частной собственности как неотъемлемого права человека в рыночном обществе (п.п.1,2 ст.35). Право на свободу экономической деятельности (п.1 ст.34). Правовые гарантии права частной собственности. Правовой режим важнейших объектов имущества в отношениях частной собственности. Отдельные виды частной собственности (право на интеллектуальную собственность). Принцип свободного труда как важнейшего социального элемента рыночных отношений.
Виды и уровни публичной собственности. Виды и уровни публичной собственности. Пределы государственного вмешательства и гарантии обеспечения ряда принципов рыночной экономики (пп.1, 2 ст.74). Важнейшие институты финансовой основы государства: а) денежная единица и принципы денежной эмиссии; б) обеспечение устойчивости государственной валюты; в) основы налоговой политики, государственных займов. Компетенция органов государственной власти в сфере экономики и руководства экономической сферой.
равенство всех видов собственности, равенство всех видов собственности, конкуренция и запрет монополизации, свобода предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, свобода перемещения капиталов, товаров и услуг. Все это характеризует только тип экономической системы, а первое место частной собственности еще ни о чем не говорит
Отсутствие декларации (наподобие Основного закона ФРГ – «собственность обязывает») в Конституции РФ еще не означает отказа от социального обременения бизнеса, т.к. нужно рассматривать в системе, в т.ч. со ст.7 Отсутствие декларации (наподобие Основного закона ФРГ – «собственность обязывает») в Конституции РФ еще не означает отказа от социального обременения бизнеса, т.к. нужно рассматривать в системе, в т.ч. со ст.7
Наоборот. Таких элементов довольно много! Ст.34: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» Ст.36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» Ст.37: гарантии прав наемных работников Ст.55: Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Ст.74: «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей»
Ст.9: «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ст.9: «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Ст.69: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».
«Федеральный Конституционный суд отмечает сдержанность Основного закона (ФРГ. – М.К.) в вопросе об экономическом устройстве. Законодатель сознательно оставил вопрос об экономической конституции открытым, чтобы не исключить возможности его свободного обсуждения в будущем и принятия новых решений. Основной закон не навязывает определенное политико-экономическое мировоззрение. Он не содержит прямых гарантий ни для социально ориентированной рыночной экономики, ни для иной экономической политики» Рольф Штобер
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч.2 ст.8). «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ч.2 ст.9). «Право частной собственности охраняется законом» (ч.1 ст.35). «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35). «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч.3 ст.35). «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст.35). «Право наследования гарантируется» (ч.4 ст.35). «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» (ч.1 ст.36). «Интеллектуальная собственность охраняется законом» (ч.1 ст.44).
«В Российской Федерации гарантируются […] свобода экономической деятельности» (ч.1 ст.8). «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч.1 ст.34). «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34). «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч.2 ст.36). «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» (ч.3 ст.36). «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст.57). «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» (ч.2 ст.74).
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч.1 ст.7). «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч.1 ст.7). «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч.1 ст.9). «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.58).
«Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» (ч.1 ст.75). «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч.2 ст.75). «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом» (ч.3 ст.75). «Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе» (ч.4 ст.75). «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57).
«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ч.1 ст.8). «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).
федеральная государственная собственность и управление ею (п.«д» ст.71); федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе (п.«и» ст.71); оборонное производство (п.«м» ст.71); производство ядовитых веществ, наркотических средств (п.«м» ст.71).
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального развития Российской Федерации (п.«е» ст.71); установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального развития Российской Федерации (п.«е» ст.71); установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п.«ж» ст.71); федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (п.«з» ст.71); внешнеэкономические отношения Российской Федерации (п.«л» ст.71); определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п.«м» ст.71); вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п.«в» ч.1 ст.72); разграничение государственной собственности (п.«г» ч.1 ст.72); природопользование (п.«д» ч.1 ст.72); установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п.«и» ч.1 ст.72).
Экономическая политика – это система средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач Экономическая политика – это система средств правового, материального, организационного и иного законного воздействия на экономические отношения и их субъектов для достижения определенных органами публичной власти стратегических приоритетов, направлений, целей и тактических задач Экономическая политика может включать в себя: структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную
Механизм выработки экономической политики – это система взаимодействия органов государственной власти по поводу определения стратегических целей, приоритетов, тактических задач и средств государственного воздействия на экономические отношения
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ – рамочный акт в сфере выработки экономической политики Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ – рамочный акт в сфере выработки экономической политики
Конституция, составленная для всех народов, не годится ни для одного. Жозеф де Местр – французский политический деятель и религиозный философ (1753-1821)
Спасибо за внимание!