Финансовая система и финансовая политика государства Финансовая система и финансовая политика государства
Финансы и финансовая система: сущность и функции Финансы и финансовая система: сущность и функции Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Государственный долг Налоги: сущность, функции, ставки. Кривая Лаффера Финансовая политика и ее виды
1. Финансы и финансовая система: сущность и функции 1. Финансы и финансовая система: сущность и функции
Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним сувениритетом Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним сувениритетом
созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма; созданием условий для эффективного функционирования рыночного механизма; ликвидацией негативных последствий рыночных процессов; защитой национальных интересов на мировом рынке; решением проблем, которые рыночный механизм решить не в состоянии или решает их неэффективно
система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями
Правовое регулирование Административное регулирование Экономическое регулирование
Методы прямого влияния : Методы прямого влияния : государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции и т.п.
Методы косвенного регулирования : Методы косвенного регулирования : налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот; регулирование процентных ставок по кредиту и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы.
Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов)
это денежные отношения это денежные отношения эти отношения носят распределительный характер, здесь нет эквивалентного обмена распределение национального дохода происходит через реальные денежные фонды, а не через ценовой механизм
Финансовая система – это существующая в стране совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций Финансовая система – это существующая в стране совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его функций
2. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Государственный долг 2. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Государственный долг
форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия В 2007 г. В России был впервые разработан и принят Закон о федеральном бюджете на три года
Структурный бюджет - расчетный бюджет, показывающий расходы и доходы правительства в предположении, что экономика находится на естественном уровне национального продукта и в условиях естественного уровня безработицы. Структурный бюджет - расчетный бюджет, показывающий расходы и доходы правительства в предположении, что экономика находится на естественном уровне национального продукта и в условиях естественного уровня безработицы. Циклический бюджет - разница между фактическим и структурным бюджетами. Циклический бюджет показывает влияние экономического цикла на бюджет.
перераспределение ВВП (распеределительная); перераспределение ВВП (распеределительная); государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств (контрольная функция).
Доходы : могут носить налоговый и неналоговый характер, но основные доходы государств на 85% формируются за счет налоговых поступлений Доходы : могут носить налоговый и неналоговый характер, но основные доходы государств на 85% формируются за счет налоговых поступлений Расходы: характеризуют направления и цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования экономических процессов
Превышение расходов над доходной частью Превышение расходов над доходной частью Финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов
Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений.
необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики решение острых социальных проблем спад темпов производства, низкая производительность труда недостаточная целесообразность и эффективность государственных расходов нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика инфляция
Бюджет в 2000-2008 гг. исполнялся с профицитом от 5 до 8% ВВП. В среднем по странам ОЭСР бюджет исполняется с дефицитом около 2%. Бюджет в 2000-2008 гг. исполнялся с профицитом от 5 до 8% ВВП. В среднем по странам ОЭСР бюджет исполняется с дефицитом около 2%. Доходы бюджетной системы в период 2000-2008 г. колебались в диапазоне 36,4-40,2% ВВП. Доходы федерального бюджета в 2007 г. – 23,6%ВВП. В 2007 г. 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% во внебюджетные фонды. Уровень налоговой нагрузки в российской экономике, определяемый как отношение уплаченных налогов к ВВП, на уровне 35-37%. В социально-ориентированных западноевропейских странах типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% (в Швеции и Дании – 50% ВВП). В странах с меньшими социальными обязательства со стороны государства (США, Япония) нагрузка 25-30% ВВП
Сокращение бюджетных расходов Сокращение бюджетных расходов Изыскание источников дополнительных доходов Эмиссия необеспеченных денег Внутренние и внешние государственные займы
Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний
Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента
Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей
В 2000 г величина государственного долга была близка к 100% В 2000 г величина государственного долга была близка к 100% К концу 2007 г. государственный долг был 7,3% ВВП, в том числе внешний долг – 3,3% ВВП
3. Налоги: 3. Налоги: сущность, функции, ставки. Кривая Лаффера
Налоги - обязательные платежи государству Налоги - обязательные платежи государству Налоговая система – это совокупность существующих налогов, механизмов их исчисления и методов контроля за их взиманием
1. Фискальная – формирование финансовых ресурсов государства 1. Фискальная – формирование финансовых ресурсов государства 2. Регулирующая – государственное регулирование экономики. Через налоги государство поощряет или сдерживает определенные виды деятельности. 3. Социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Принцип справедливости – обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий ФЛ и ЮЛ Принцип справедливости – обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий ФЛ и ЮЛ Принцип простоты – понятные и простые формулировки в налоговом законодательстве Принцип определенности и стабильности. Принцип экономической эффективности – налоговая система не должна мешать развитию предпринимательства.
пропорциональные – действует в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины; пропорциональные – действует в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины; прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода; регрессивные ставки – предполагают снижение налога по мере роста дохода
прямые налоги: налоги на доходы и имущество прямые налоги: налоги на доходы и имущество косвенные налоги: налоги на товары и услуги пошлины и сборы: все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда
1. Налог на добавленную стоимость (от 0 до 18%) 1. Налог на добавленную стоимость (от 0 до 18%) 2. Акцизы 3. Налог на прибыль (20%) 4. Налог на доходы физических лиц (13%) 5. Таможенные пошлины и сборы
Налог на имущество организаций до 2,5% Налог на имущество организаций до 2,5% Налог на недвижимость, до 2% Налог на игорный бизнес Транспортный налог Дорожный налог (0,75% от дохода организации)
Земельный налог, до 2% Земельный налог, до 2% Налог на имущество физических лиц Налог на наследование и дарение, не более 10-30%
4. Финансовая политика и ее виды 4. Финансовая политика и ее виды
Система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов Система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов Инструменты фискальной политики: государственные закупки налоги трансферты
Что понимается под финансами и финансовой системой? Что понимается под финансами и финансовой системой? Что такое бюджет какие функции он выполняет? Из чего складываются доходы бюджета? Куда расходуются средства госбюджета? Какие виды бюджетного дефицита существуют? Каковы возможные формы финансирования бюджетного дефицита? Какие виды налогов вы можете назвать? В чем сущность дискреционной и автоматической финансовой политики?