Факторы, влияющие на выбор модели логистических систем Подготовил студент Абдуллаев Брусли Очная форма обучения ФТД ( ДС-06)
При разработке моделей логистических систем пользователи должны помнить о влиянии большого количества объективных и субъективных факторов, функционирующих в определенный момент времени. Главные из них следующие:
1. Состав субъектов и их размещение. Система может включать одну или несколько юридически зависимых или независимых организаций области производства и обращения. Потребностью в материальных, экономических и трудовых ресурсах определяется выбор модели логистической системы, а также маркетинговой стратегии на рынке товаров и услуг. При организации логистической системы, формировании новых производств непременно учитывается наличие и размещение поставщиков. Не имеют возможности эффективно влиять на локализацию поставщиков или потребителей большинство хозяйственных структур. Поэтому они располагают свои предприятия с учетом сокращения транспортных издержек.
2. Число и размещение складов и перевалочных пунктов. Они могут устраиваться прямо на предприятиях, соединяться в системы хранения и переработки материальных ресурсов, принятых от поставщиков, или в складские трансформационные центры, ориентированные на удовлетворение запросов потребителей. При необходимости могут быть созданы промежуточные склады в непосредственной близости от потребителей.
3. Транспортные модели. При формировании логистических систем разрабатывается несколько вариантов транспортных моделей. Каждый из них выделяется издержками, типом транспорта, скоростью поставки, надежностью, ритмичностью, оригинальностью упаковки и складирования. Обусловливается и реализуется оптимальный в сформировавшихся на данный момент условиях вариант. При изменении условий, повлекшем за собой трансформирование расчетных показателей, субъекты логистических систем должны иметь возможность использовать другие варианты транспортных моделей.
4. Связь. Функциональные подразделения логистической системы всех уровней интегрированы не только транспортной, контрольной, но и коммуникационной связью, образующей сложные подсистемы. Взаимосвязь между подразделениями и подсистемами реализуется при помощи телефона, телеграфа, кабельной связи, компьютерной сети и прочего. Каждый из видов связи имеет свои плюсы и минусы. Фактор быстрой связи играет важную роль в ходе функционирования логистической системы. Он воздействует на уровень адаптации системы к окружающей среде, оказывает прямое влияние на процессы принятия и реализации решений.
5. Информационная система. При создании логистических систем ее наличие является обязательным. Ее структура зависит от пользователей, в число которых входят элементы не только определенной системы, но и внешней среды. Проверка последних ограничена. Большое влияние на тип информационной системы оказывает выбранный подход при обработке заказов. Поэтому система может быть централизованной и децентрализованной. Степень интеграции, по которой они различаются, зависит от поставленных целей. Процесс развития логистических систем базируется на логистических принципах и предполагает точное взаимодействие и согласованность всех перечисленных ранее функциональных элементов с учетом воздействия влияющих факторов. Состав моделей логистической системы представляет собой характерную организацию связей и отношений между подсистемами и составными элементами системы и взаимосогласованный состав этих подсистем и элементов, каждому из которых соответствует конкретная функция.
Основные элементы и факторы, влияющие на выбор модели логистических систем
Важнейшей характеристикой логистических систем является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Если рассматривать систему логистики в целом, то можно выделить семь ее основных элементов. 1. Закупка материальных ресурсов. Это подсистема, которая обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему. 2. Запасы. Этот элемент логистических систем состоит из двух подсистем: подсистемы производственных запасов; подсистемы товарных запасов. Запасы выполняют буферную роль между материально-техническим обеспечением, транспортом, производством и сбытом. Они позволяют оптимизировать функционирование всей системы. Это особенно важно в условиях быстрой реакции на изменения спроса. Запасы являются одним из важнейших факторов, определяющих ритмичность работы производства и транспорта. Они могут быть размещены непосредственно у производителя или различными путями приближены к потребителю.
3. Склады (системы хранения и переработки продукции). В складское хозяйство включаются здания, сооружения, устройства, технологическое оборудование и т. д. На складах размещаются и хранятся производственные и товарные запасы. Как уже отмечалось, они являются преобразователями материальных и в значительной степени информационных потоков. Данный элемент логистики представляет собой сложную подсистему, состоящую из складского хозяйства конкретных предприятий, складских комплексов регионального характера для оптовой торговли, а при необходимости — складских сооружений и оборудования для розничной торговли.
4. Транспорт(транспортная система). Подданным элементом логистической системы подразумеваются не только транспортные средства, но и вся материально-техническая база, с помощью которой осуществляются транспортно-перемещающие процессы между поставщиком и потребителем. Данный элемент включает в себя также всю инфраструктуру, которая обеспечивает функционирование транспорта. В сущности, данный элемент представляет собой очень сложную и наиболее динамичную подсистему в логистике. Эта подсистема учитывает все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель привлекают и оплачивают транспорт со стороны.
5. Обслуживание производства. Это совокупность подразделений логистики, которые непосредственно обслуживают процесс производства. Они должны не просто определять и удовлетворять потребности производственных структур, но и быть способными сглаживать несоответствия спроса и наличия ресурсов внутри логистической системы. 6. Информационная связь и контроль. Этот элемент состоит из двух тесно взаимосвязанных подсистем: информационной; контролирующей. Информационная подсистема обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы. Она принимает, обрабатывает и передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции. Контролирующая подсистема обеспечивает соответствующее выполнение логистических операций и функций. Обе подсистемы регулируют уровень и структуру статичных и динамичных потоков, направляют производство, определяют тактику предприятий в хозяйственной деятельности.
7. Кадры. Это определенным образом организованный персонал, который управляет деятельностью логистических подсистем, занят выполнением логистических операций и осуществляет выполнение логистических задач для достижения логистических целей. Элементы логистики определяют структуру модели логистической системы. Однако в свою очередь они зависят от размеров и целей логистической системы, от стратегии и тактики ее функционирования, от ее транспортно-складской модели. Необходимо отметить, что постоянные структурные изменения на транспорте, рост цен на топливно-энергетические ресурсы, влияние научно-технического прогресса приводят к изменению стоимости складских, транспортно-экспедиционных, информационных и прочих работ. Исходя из этого, субъектам логистики приходится время от времени переоценивать не только транспортно-складскую стратегию, но и всю систему логистики. Современные технологии в сфере производства и обращения, а также требования покупателей расширяют и усложняют ассортимент сырьевых и товарных ресурсов. Современные средства связи позволяют быстро обрабатывать и передавать сложную информацию. Прогрессивные системы обработки заказов не требуют однозначного ввода заказов только в хронологическом или приоритетном порядке. Нужная очередность их выполнения определяется самой логистической системой в зависимости от ситуации. При разработке моделей логистических (макро- и микро-) систем пользователи должны учитывать влияние многих объективных и субъективных факторов, действующих на определенный момент времени. Важнейшие из них следующие: 1) Количество субъектов, входящих в логистическую систему, и их размещение. Система может включать одно или несколько юридически зависимых или независимых предприятий сферы производства и обращения. Выбор модели логистической системы определяется потребностью в материальных, финансовых и трудовых ресурсах, а также маркетинговой стратегией на рынке товаров и услуг.