Экономика и общественная среда: взаимосвязь и взаимовлияние
Архитекторы российских реформ недооценили тот факт, что общество – единый организм, в котором все системы и части тесно взаимосвязаны и взаимодействуют
Положение дел в экономике не может не зависеть от состояния и развития других сфер общественной жизни: идеологии, политики, административного управления, культуры, науки, системы образования, состояния нравственности и поведения людей.
Имеет ли политика приоритет над экономикой? Экономика всегда рассматривалась как базис, на котором покоится идеологическая, политическая, культурная надстройка. Считалось, что материальное бытие определяет сознание людей и роль надстройки. В ходе рыночных реформ у нас и в других странах проявляется обратная зависимость: несомненное первенство идеологии и политики над экономикой.
Политический выбор и воля правящей власти определяют общую направленность и этапы изменений в экономике. Успех обеспечивают верные политические решения, эффективность и компетентность государственного управления.
Сила идей Всякая политика опирается на определенные идеологические установки, а идеология формируется на основе тех или иных теоретических концепций, воспринимаемых правящим классом и пропагандируемых им через СМИ. Господствующие в обществе идеи, даже будучи ошибочными, могут долгое время владеть умами, направлять политику, формировать экономику, определять общественное устройство.
Различие знаний об обществе и природе Познание законов природы помогает человеку воздействовать на неё, но не может отменить эти законы. Объект исследования существует независимо от состояния науки. В обществе дело обстоит иначе. Формулируемые учёными законы, даже тогда, когда их знание ложно, могут быть взяты на вооружение государственной политикой и подчинить себе поведение миллионов людей пока ошибочность политики не обнаружит себя.
Идеи правят миром Джон Майнард Кейнс писал, что идеи экономистов и политологов, независимо от того истинны они или ошибочны, более влиятельны, чем обычно думают. Едва ли, отмечал он, миром правит что-то другое
Овладевшие массами идеи способны изменить саму природу общества. История знает общественные деформации, вызванные несостоятельными идеями. Истина, остававшаяся непризнанной или непознанной, берет, в конечном счёте, верх, но нередко ценой разрушительных потрясений.
Российский либеральный фундаментализм, лежащий в основе наших реформ, всё очевиднее обнаруживает несостоятельность. В массовом сознании зреет понимание того, что так долго не может продолжаться. Как идеология, так и политика нуждаются в пересмотре. Cоциальная ориентация развития cтала императивом.
Современный капитализм вынужден во имя социального мира и консолидации общества придавать экономическому развитию все большую социальную ориентацию. Не случайно в Европе возникла социальная модель капитализма, которая сильно отличается от неолиберальной.
Государственные расходы в %% к ВВП 1913-1998 Все расходы В том числе социальные трансферты 1913 1998 1913 1998 Италия 11,1 49,1 0,0 24,5 Франция 17,0 54,3 0,8 27,8 Германия 14,8 46,9 0,5* 21,2 Норвегия 9,3 46,9 1,2 23,0 Швеция 10,4 58,5 1,0 21,3 Англия 12,7 40,2 1,4 16,8 США 7,5 32,8 0,6 16,3 *1870 Источник:World Economic Outlook Supporting Studies IMF, 2000,p.35
Такой ориентации требовало накопление человеческого капитала, определяемого образованием, квалификацией, здоровьем людей труда. Он стал залогом конкурентоспособности. Без этого нельзя прирастить социальный потенциал нации, который характеризуется степенью доверия людей к социально-экономическому строю, к власти, духовным и моральным состоянием общества.
В конституции Р Ф, наше государство определено как социальное. Можно лишь догадываться о том, что имели в виду составители конституции. Присутствовало ли у них желание сохранить преемственность с социалистическим прошлым, или намерение подсластить предстоящую реставрацию капитализма?
15 лет наших реформ не свидетельствуют о социальной ориентации экономики. Между тем, построение в России социального государства в гораздо большей степени, чем реставрация капитализма, отвечает психологии людей и историческому опыту предшествующей эпохи.
Выбор модели социального государства означает : *Сохранение социальных завоеваний пошлого и важной регулирующей роли государства; * Недопущение пропасти между бедными и богатыми, отсутствие нищеты, большой безработицы; *Равные возможности реализации своих способностей, получения образования и обеспечения своим трудом достойного уровня жизни.
*Обеспечение демократических процедур принятия важнейших государственных решений, честного информирования общества о положения дел в стране, поддержка институтов гражданского общества, расширение свободы СМИ и критики негативных явлений в жизни общества.
Cоциальная ориентация развития, возрастающая роль государства в перераспределении ВВП, предоставлении населению социальных гарантий – веление времени, необходимая предпосылка успешного подъема экономики и ее конкурентоспособности.
Некритичное заимствование западных моделей политического и экономического устройства, игнорирование собственного опыта привело к серьезным осложнениям в постсоциалистической трансформации.
Политическое устройство. Поскольку от плохой политики страдает экономика, ключевое значение приобретает эффективность политической системы. Как её построить, чтобы она наилучшим образом способствовала общественной стабильности, верховенству закона, отбору достойных лидеров, экономическому, духовному и нравственному прогрессу?
Демократия или авторитаризм ? Казалось бы, авторитаризм осуждён историей и демократизация стала велением времени. Тем не менее существуют декоративные, управляемые демократии, игнорирующие волю народа. Незрелым обществом можно манипулировать с помощью современных выборных технологий и СМИ. Имитация демократического устройства лишает политическую систему эффективности и общественного доверия.
Только демократические механизмы сдержек и противовесов, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, развитие гражданского общества гарантируют от произвола и ошибок в государственном управлении.
Недооцененная роль административных отношений В силу усложняющейся и возрастающей роли государства в обществе приобретает особое значение совершенствование административных отношений, которые складываются по своим, нерыночным законам. Бюрократия и в условиях рынка остаётся влиятельной силой, от которой многое зависит.
Характер административных отношений определяют не только ведомственные инструкции, но и личные связи чиновников, их компетенция, добросовестность, честность, симпатии и антипатии. Плохо, когда сугубо личностные качества, карьеризм начинают превалировать над деловыми. Фаворитизм, корпоративность, непотизм поведение продиктованное преданностью к начальству контрпродуктивны для экономики.
Аппаратные перестановки Новые административные отношения отлаживаются годами, и главное условие успеха – подбор и выращивание компетентных и неподкупных управленцев. Российский реформаторский зуд, частое перетряхивание правительств и управленческих структур оборачивается большими и ненужными потерями.
Характерно, что новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике относят к главным её показателям качество государственного управления, компетенцию и честность лиц, стоящих у власти.
«Основой японского чуда 50-60-х годов стало наличие чрезвычайно эффективной и беспристрастной системы государственной службы, которая разрабатывала экономическую и торговую политику». Ист.«Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: Институт Всемирного банка. Изд «Весь мир». М.,2006, стр.79.
Культура движет экономику? Культура – это накопленное человечеством духовное и вещественное богатство, служащее дальнейшему развитию каждой личности и прогрессу общества. Обыденное представление о духовной культуре связано с литературой, искусством, просвещением, наукой, религией, нравственностью. Сегодняшняя экономика, движимая знаниями – продукт высокого уровня общей культуры.
Но в понятие культуры входит бытовая и поведенческая культура людей. Её влияние на экономику очень велико, хотя обычно не принимается в расчёт. Отсутствие элементарного чувства солидарности и взаимовыручки, неуважение к законам, неприкрытый эгоизм, стремление к выгоде в ущерб окружающим и даже всему обществу – типичная картина нашей жизни.
Зеркалом поведенческой культуры россиян служат автомобильные дороги. Уважительного отношения водителей друг к другу и пешеходам, равенства участников движения перед общими правилами нет и в помине. Не случайно Россия лидирует, по сравнению со странами Запада, по авариям и несчастным случаям на дорогах. Экономика несёт от этого огромные потери.
Хамство, грубость, озлобленность, недоброжелательность, с которыми люди сталкиваются дома и вне дома, способны надолго испортить настроение. Они отравляют социальный климат, отражаются на качестве и производительности труда. Пока подобная поведенческая «культура» преобладает надо принуждать к соблюдению правил общежития и законопослушанию, используя авторитет власти.
Нужна ли рынку мораль? Порождаемая рынком жажда наживы, жестокая конкурентная борьба способны привести к дикости, бесчеловечности, если не ввести рыночные отношения в строгие рамки права и моралных требований. «Некоторые высшие менеджеры, - писал бывший канцлер ФРГ Г.Шмидт,- забыли все приличия. Звериный грабительский капитализм угрожает… обществу».
Какие моральные ценности важны для прогресса экономики? Должна цениться честность и добросовестность и осуждаться обман и нарушение своего слова. Ведь доверие к партнёру – одна из главных основ рыночных отношений. Доверие граждан к власти – ещё одна фундаментальная предпосылка экономического прогресса. Взаимовыгодное, сотрудничество столь же необходимы, как честная конкуренция.
Социальная справедливость – одна из главных нравственных ценностей, влияющих на эффективность экономики. «Необходимо выдвинуть соображения справедливости на центральное место как в социальной диагностике, так и в практической политике» Доклад Всемирного банка о мировом развитии 2006 г., стр3
Пора осознать, что в России духовное и нравственное возрождение населения, его культурное возвышение –вопрос выживания нации, главное условие оздоровления экономики. Уповать здесь только на стихийные силы самосохранения не приходится.
Жизнь не по законам, а по понятиям, бесчестность и воровство, стяжательство, охватившие общество, оборачиваются, огромными непроизводительными расходами на армию частных и государственных охранников, ненужных бюрократов и контролеров, немыслимое бумаготворчество.
В ходе реформ оказались подорванными духовные устои общества, обесценена его культура и ее носители. Более того, общество сознательно растлевалось. Телевидение и печать потакали самым низменным вкусам и интересам людей, превращали насилие, бандитизм, секс в превалирующую тему.
Пропагандируя роскошную жизнь недоступные западные стандарты потребления, они забыли о простых людях, едва сводящих концы с концами. Рынок не требовал от них создания образа положительного героя, показа нравственного идеала, которые могли бы служить примером. Общество обрекали и продолжают обрекать на духовную опустошенность.
В одночасье состояние морали и культуры не исправить. Нужны годы настойчивых усилий по моральному и культурному воспитанию граждан. Пренебрегать задачами развития культуры, образования и науки, экономить за их счёт бюджетные средства могут только временщики, которым важнее превратить власть в капитал, чем обеспечить будущее процветание страны.
Обществу нужны моральные и духовные ценности, идеалы, определяющие цель и смысл жизни, воодушевляющие, сплачивающие и облагораживающие людей. Бездуховность, апатия, неверие в будущее обескровливают экономику
Китайская модель «социалистического гармоничного общества» Отказ от стратегии «догоняющего развития» и ориентация на «опережающее развитие». Не заимствовать сегодняшний опыт развитых стран, а ориентироваться на то, что их ожидает в будущем.
Социальная ориентация экономики, инвестиции в человека, соблюдение социальной справедливости, сокращение имущественного неравенства, демократизация, укрепление морали, выход на передовые рубежи науки, образования, духовной культуры.