Бизнес-план
Для чего и для кого нужен бизнес план?Для привлечения денег в развитие формы.Источник – инвестор. Самые дешёвые деньги, но надо делиться собственностью. Инвесторы – стратегически и портфельные. Важно показать себя для стратегических инвесторов.2. Источник банки – кредит. Главное – залог.3. Источник – облигации: только для крупных.
Инвестиционная привлекательность фирмы для потенциального инвесторастратегического =покупка бизнесавыгодное положение на рынке;наличие уникальности в чём- либо.
Самооценка фирмы1.Инвестиции могут привлечь только успешные. Других могут в лучшем случае купить.2. Самый главный ресурс фирмы - её менеджмент.3. Без тщательной проверки фирмы потенциальным инвестором инвестиций не будет.4. Для подготовки к такой проверке важна самооценка фирмы и устранение замеченных слабостей.
Бизнес – план (БП)Основной документ для представления потенциальному инвестору (кредитору). БП разрабатывается по инвестиционным предложениям, отобранным для реализация.Предусматривает развитие фирмы в конкурентной среде.Исходит из умеренно – пессимистической оценки будущего.Показывает эволюцию, а не революцию фирмы.
Структура бизнес – плана.РезюмеВсего 2-3 страницы, которые должны заинтересовать читателя.
Структура доказательств БП.1. Рынок ждёт намечаемый к производству товар.2. В своей нише товар никому не уступает по качеству, что гарантируется его дизайном, материалами, оборудованием и технологией. 3. Все элементы производственной цепочки удовлетворяют требованиям по качеству. 4. Действия конкурентов внимательно отслеживаются. 5. Управляющая команда доказала способность успешно развивать фирму.
Презентация БПНеобходимо составить список потенциальных инвесторов и подготовить интересный раздаточный материал.2. При презентации постараться найти подходы к каждому из них.
Раскрытие темы «Маркетинг»1. Сложившаяся ситуация. Кто есть кто на рынке. Действия и возможности. Цели.2. КАК достичь целей продаж.3. КТО, ЧТО и КОГДА должен сделать.4. Бюджет.5. Реклама и меры по продвижение товара.6. Управление
Уникальная возможность продажПреимущество, выделяющее данный товар из массы ему подобных.Подобно звезде на «Мерседесе».Основа УВП: престижность, комфорт, экологичность, безопасность, надёжность,
Непривлекательные черты российского бизнеса.1. Отсутствие надёжной информации о деловой репутации потенциальных партнёров (ловля рыбы в мутной воде).2.Необязательность, нарушение договорённостей и сроков «таёжный менеджмент»).3. Низкая способность к упорной работе (= не протестанты): * низкая культура производства даже на предприятиях с современным оборудованием; * не способность удерживать качество – его ухудшение с ростом объёма поставок.
Российский путь к успеху - опыт лучших менеджеров 1.Наведение порядка у себя – от общего туалета к кабинету шефа, а не наоборот.2. Позиционирование своего товара.3. Улучшение системы сбыта.4. Настройка управления на результат – локальная цель, вытекающая из общей.5. Автоматизация учёта – прозрачность и полнота информации.6. Система стимулирования людей.
Управляющая команда.Помните! Инвестор вкладывает деньги в управляющую команду, способную их преумножить. Инвестиционный проект – повод для вложений.
Требования инвестора.1.Потенциальный инвестор потребует раскрытия состава реальных владельцев.2. О своих инвестициях и местах в совете директоров он будет договариваться с ними.Формальный список акционеров и нарисованные балансы ему не интересны!
В чём инвестор должен быть убеждён1. Команда, которой он доверил деньги, их не украдёт. Отсюда требование о прозрачности бизнеса. 2. Команда способна преумножить вложенное. Отсюда интерес к результатам фирмы за последние 3-5 лет. 3. Все члены команды сразу не уйдут (важна её возрастная структура).3. Бизнес – план основан на стоящей идее.
Совет директоров1. Вкладывая деньги, инвестор будет требовать места в совете директоров.2.Существующий состав совета директоров – на сколько в нём сильны позиции акционеров?3. Может ли совет директоров реально контролировать менеджмент?4. Как складываются отношения с миноритариями? В чём состоят их основные претензии?