Учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка Г.П. Яценко Социальная экология (Экологическое образование и воспитание)
«Экология … по-новому поставила вопрос о взаимоотношениях человека и природы, превратившись из естественной науки в общественную…Она стремится подчеркнуть зависимость жизненно важных возможностей человека от естественных условий и условий, создаваемых им самим». Данило Ж. Маркович
Биоэкология Геоэкология Прикладная экология Экология человека Структура общей экологии Общая экология
Социальная экология – научная и учебная дисциплина, изучающая связи между обществом и природой в контексте экологической деятельности общества, с целью сохранения, восстановления и совершенствования среды обитания человека, как природного и общественного существа.
Уникальность человека как биосоциального вида. Биологическая природа человека Естественные физиологические функции Работа, осуществляемая только мускульной силы Борьба за продолжение рода Обеспечение максимальной безопасности Конкуренция за жизненные ресурсы Пищевые связи
Уникальность человека как биосоциального вида. Формы социального поведения человека Преобразование окружающей среды с целью повышения комфортности Социально-экологические связи с окружающим миром и их варьирование Усложнение пищевых и энергетических связей Законы поведения в человеческом обществе Новый уровень информационных связей Всестороннее использование орудий труда Искусство
Прогноз общей численности населения Земли до 2100 года. 2. Демографический взрыв – гиперболический рост и режим обострения.
Соотношение сельского и городского населения России.
Черты современной урбанизация. Урбанизация – процесс роста городов и городского населения, распространения городского образа жизни, повышение экономической роли города. Черты современной урбанизации: Быстрые темпы роста городского населения год 1700 1800 1900 1950 1980 1990 2007 2015 %городское населения 10 12 13 30 39 43 50 58
Влияние основных атмосферных загрязнителей на организм человека. Загрязнители Воздействие Диоксид серы Раздражает бронхи, аллергии. Оксид углерода Поражениенервной, кровеносной систем. Углеводороды Способствуют развитию раковых заболеваний. Оксиды азота Раздражают слизистые оболочки. Фтор Поражает костную ткань. Свинец Поражает костную и нервную систему. радиоактивные Врожденные уродства, раковые заболевания.
Количество загрязняющих веществ, приходящееся на человека в течении жизни (= 70 лет). Вещество Масса, кг. Оксид углерода 4 200 Углеводороды 2 800 Фториды 6,3 Фенол 2,1 Тяжелые металлы 1,0 Свинец 1,6 Ртуть 12,0 Бенз(а)пирен 7,0
Компоненты табачного дыма. Нервно-сердечные яды Мышьяк Никотин Синильная кислота Угарный газ Стирол Радиоактивный полоний Канцерогенные смолы
Воздействие компонентов табачного дыма на человека. Поражение Кровеносной системы. Органов пищеварения. Нервной системы. Органов чувств. Органов дыхания. Провоцирует раковые опухоли
Воздействие городской экосистемы на атмосферу. Загрязнение воздуха Повышение влажности воздуха Повышение температуры воздуха Уменьшение солнечной радиации Увеличение количества туманов Увеличение атмосферных осадков
Обмен веществ и энергии промышленного предприятия с окружающей средой. Солнечная радиация Кислород Вода Сырье, материалы, оборудование Топливо , электроэнергия, полезные ископаемые. Выброс в атмосферу Пары, газы Аэрозоли Сточные воды Твердые отходы Энергетические выбросы Электромагнит ные поля
Результат нерациональной хозяйственной деятельности. Загрязнение окружающей среды Истощение и утрата природных ресурсов: разрушение озонового слоя; изменение климата; гибель флоры и фауны. Разрушение и видоизменение ландшафтов: ускоренное разрушение объектов; снижение урожайности; ухудшение качества продукции. Ухудшение здоровья и социально-экономического благополучия человека
Основные аспекты рационального природопользования. Изучение ресурсов (качество, необходимое количество, экономические аспекты). Охрана ресурсов ( обеспечение качественных и количественных показателей). Освоение ресурсов ( внедрение современных технологий обогащения и переработки). Преобразование ресурсов (обогащение ).
Пути создания экобезопасности. Информационные : (мониторинг, исследования, просвещение, образование и т.д.). Принудительные : ( запреты на работы, ограничения, отстранение, изъятие и т.д.). Предупредительные : Административные ( правовые и контрольные). Финансово-экономи- ческие ( стимулы и взыскания).
Охрана окружающей среды в международном масштабе. Международно- правовые принципы охраны окружающей среды. Недопустимость экологического благополучия одного государства за счет другого. Суверенитет государства на свои природные ресурсы Приоритетность экоправ человека Экоконтроль всех уровней Свободный обмен экоинформацией Взаимопомощь в чрезвычайных обстоятельствах Разрешение экоправовых споров мирными средствами
http://spbhram.ru/wpcontent/uploads/2013/02/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%B441.jpg http://pedsovet.su/_ld/351/94240888.jpg http://scinature.ru/wpcontent/uploads/2014/02/4chan13150368657961.jpg http://files.kob.su/kpe.ru/img/~world-demography&1163017162.jpg http://demoscope.ru/weekly/2010/0407/img/b_graf01.jpg http://build-shop.com/uploads/kind/thumb/178_168_95/City.jpg http://sovetdirectorovvolgograda.ru/upload/iblock/5ed/5ed5670e85912adc248664be8a92250c.jpg http://www.bstu.by/uploads/images/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80.jpg http://virmain.ru/i/new/ecology.jpg Материалы для оформления.
Информация для педагога. ЦОР входит в серию пособий «Экологическое воспитание и образование» старшеклассников. Образовательный ресурс адресован для учащихся старшей общеобразовательной школы и педагогов. Может быть использован: при подготовке и проведении уроков; при организации самостоятельной работы на уроке и дома; при углубленной подготовке учащихся; при организации внеклассных мероприятий. Ресурс подходит для использования при любом УМК.