МОУ «Кюсюрская средняя общеобразовательная школа» Природный мир Работу выполнил: Винокуров Георгий ученик 5-го «А» классаРуководитель: Бочарова Оксана Столетовна.
Здравствуйте!Я познакомлю вас с интересным и прекрасным природным миром.Путешествие по природному миру проведет мой друг,Алекс!Желаю всем приятного просмотра!
Словарик Архипелаг- группа островов, расположенных близко друг от других имеющих одинаковое происхождение. Жабры- органы дыхания животных, дышащих кислородом, растворённым в воде. Железа- орган, выделяющий резко пахнущую жидкость – секрет. Кислород – газ, необходимый для дыхания, входящий в состав воздуха. Колония животных – совместное поселение одного вида животных. Личинка – ранняя стадия развития многих животных (земноводных, насекомых и др.). Личинка отличается по строению и образу жизни от взрослой особи. Миграция животных – передвижение животных, связанное с изменением условий существования в местах их обитания или с циклами развития отдельных животных. Миграция у птиц называется перелетом. Мировой океан - водная оболочка земли, окружающая материки и острова.
Плацента - орган, осуществляющий обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития.Самец - животное мужского пола.Самка - животное женского пола. Спячка - бессознательное состояние, в которое впадают некоторые животные с наступлением неблагоприятного для жизни периода- зимних холодов и засухи. Во время спячки сердцебиение замедляется, понижается температура тела, замедляется обмен веществ- так экономится энергия.Токование – поведение самцов птиц в брачный период, способствующее привлечению самок.Травоядные – животные, питающиеся растительной пищей.Фауна Земли – животный мир, совокупность всех видов животных, населяющих нашу планету.Флора Земли – растительный мир, совокупность всех видов растений, обитающих на планете.Хищники – животные, питающиеся мясом других животных.Эволюция – исторический путь развития животного и растительного мира, происходящих с древних времен до наших дней. В ходе эволюции живые организмы приспосабливались к изменяющимся условиям существования, образуя новые виды, или вымирали.
Наша планета образовалась около 4,6 миллиарда лет назад. Прошло ещё 100 миллионов лет, прежде чем она приобрела форму твёрдого шара, на поверхности которого постоянно извергались вулканы. Лава постепенно остывала, образуя земную кору – верхнюю твёрдую оболочку Земли. Со временем образовались вода и воздух. Около 400 миллионов лет назад вся суша составляла один гигантский континент – Пангею.
Затем, около 200 миллионов лет назад, Пангея раскололась на две части – Гондвану (материк Южного полушария) и Лавризию (материк Северного полушария). Около 100 миллионов лет назад Лавразия и Гондвана начали раскалываться на части, которые медленно перемещались, удаляясь друг от друга. Так формировались контуры современных материков.
Развитие животного и растительного мира происходило параллельно с формированием континентов. Первые простейшие живые существа зародились в море 3,5 миллиарда лет назад. От этих одноклеточных организмов произошли растения и животные. Дрейф материков оказал серьёзное влияние на формирование флоры и фауны планеты и на распространение видов. Антарктида первым откололся от Гандваны, и фауна там стала развиваться своим путём. Поэтому австралийские животные не встречаются нигде на Земле. Сходство флоры и фауны Евразии и Северной Америки объясняется тем, что эти два континента в недавнем прошлом составляли единое целое и условия, при которых развивались животные и растения, были одинаковыми. На развитие растительного и животного мира влияли также ледниковые периоды. Во время ледниковых периодов одни животные вымирали, другие приспосабливались к суровым условиям, образуя новые виды, или уходили в более тёплые районы заселяли их, распространяясь по планете. Современный животный мир сформировался около 10 тысяч лет назад, после окончания последнего оледенения.
Тундра. На севере планеты, на краю материков Евразия и Северная Америка располагается тундра. В тундре суровая долгая зима и прохладное лето. Из – за холода и сильных ветров тундре нет леса. Лишь мхи, лишайники, многолетние травы и карликовые, не выше пояса , деревья могут выжить в таких условиях. Но в короткое прохладное лето расцветает тундра красочным ковром растений. Приспособились к суровым условиям и животные – густой мех, плотные перья и подкожный жир служат им надёжной защитой от холода.
Тайга. На юге тундра постепенно переходит в великий хвойный лес, зелёной лентой протянувшийся по Евразии и Северной Америке. Это и есть тайга – лес, где растут в основном хвойные деревья, узкие листья которых напоминают иглы,- это ели, сосны, кедры, пихта и лиственница. В тайге много озёр, рек, болот. Лето тёплое, ягодное и грибное, но зима такая же холодная, как в тундре. Таёжные обитатели хорошо приспособлены к этим условиям.
Леса умеренных широт. Леса умеренных широт состоят в основном из листопадных пород деревьев: дубов, клёнов, берёз, лип. В северных районах широколиственные леса соседствуют с хвойными, а в южных лесах встречаются вечнозелёные породы деревьев: падуб, тис. Человек, вырубая леса, нанёс огромный ущерб природе. В Европе, Северной Америке и Азии сохранились лишь остатки прежних лесов. Там, где раньше шумели деревья, теперь города и сёла. Только в некоторых районах Южной Америки и на островах Новой Зеландии леса остались почти не тронутыми.
Степи. Степи – это покрытые травами равнины. Деревья здесь редки – для их роста не хватает влаги. Степи есть на всех континентах, кроме Африки; в Северной Америке они называются прериями, а в Южной Америке – пампасами. Богатые травами степи – идеальное место обитания для крупных травоядных и грызунов. Небольшой рост степных хищников позволяет им легко прятаться в траве, оставаясь незаметными для жертв. Хищники в степи ведут, как правило, ночной образ жизни.
Пустыни. Пустыни - жаркие , засушливые территории , имеющиеся на всех материках . Это самая крупная экосистема Земли. Из – за недостатка влаги в пустынях скудная растительность - и потому фауна здесь беднее , чем в других экосистемах. И растении ,и животные научились хорошо переносить жару . У многих растений нет листьев , а длинные корни позволяют собирать влагу глубоко под землёй . Животные пустыни научились обходиться скудной пищей и приспособились к недостатку влаги.
Горы.Горы – это участки земной поверхности, поднятые на несколько тысяч метров над уровнем моря. Горные системы есть на всех континентах. От подножий к вершинам меняется климат – чем выше, тем холоднее. Подножия гор богаты растениями и животными, а ближе к вершинам природа беднеет. На самих вершинах нет ничего живого, лишь вечные льды и снега.
Кустарники.Рядом с океаном, там, где засушливое лето сменяется холодной влажной зимой, деревья редко вырастают до нормального состояния и преобладают колючие кустарники и травы.Кустарники встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды, и называются по- разному: в Европе – маквис, в Африке- финбос, в Австралии- малли,чапараль- в Северной Америке, а в Южной Америке- маттораль. Крупные животные в кустарниках встречаются редко, основные обитатели- это мелкие грызуны, рептилии, насекомые.
Саванны Саваннами называются степи тропических широт. Здесь никогда не бывает холодов. В этих степях растут лишь травы, да одиночные деревья, например, акации, баобабы, хорошо приспособленные к засухе. В сезон дождей травы быстро растут и достигают высоты человеческого роста. В саванне много птиц, среди которых есть и нелетающие, например, страус; пасутся большие стада крупных травоядных, на которых охотятся львы, леопарды, гепарды и другие хищники.
Тропические леса. По обе стороны экватора в жарком и дождливом климате находятся тропические влажные леса. Эта экосистема по разнообразию флоры и фауны не знает себе равных на планете. Деревья плодоносят круглый год, поэтому в лесу много растительной пищи. Тропический лес, как многоэтажный дом, плотно населён от земли до верхушек деревьев удивительными животными. Большинство из них прекрасно лазают по деревьям, а некоторые даже никогда не спускаются на землю.
Леса умеренных широт. Леса умеренных широт – экосистема наиболее сильно пострадавшая от деятельности человека. Эти леса, некогда занимавшие обширные территории Европы и Азии, вырубались под сельскохозяйственные угодья, строительства сёл и городов, и в результате многие виды животных и растений исчезли. Сейчас в Европе сохранились лишь небольшие участки нетронутых лесов, большинство из которых стали заповедниками. Заповедники – это охраняемые участки дикой природы, на которых находятся редкие виды растений и животных. В заповедниках запрещена всякая хозяйственная деятельность.
Широколиственные леса Азии. Широколиственные леса Азии отличаются от европейских более мягким и влажным климатом: лето здесь дождливое, а зима сухая и прохладная, иногда выпадает снег. Наряду с привычным нам клёном, берёзой , дубом, здесь встречаются дикая вишня, сакура, лианы, магнолия, камелия, некоторые из которых цветут даже после выпадения снега. Животный мир этих лесов весьма разнообразен. В отличии от европейских лесов, в лесах Азии обитают много земноводных: лягушек, тритонов, саламандр. В лесах Китая водится большая и малая панда, несколько видов оленей и антилоп, а также леопарды и ящерицы ( панголины).На Японских островах обитают чёрные медведи, енотовидные собаки, пятнистые олени и несколько видов фазанов. Японские макаки – обезьянки с густым мехом, которые позволяют им пережить даже снежную зиму. Самый известный заповедник в Японии – парк Кусиро на острове Хоккайдо. В парке Кусиро живут редкие красивые птицы – знаменитые японские журавли. Недавно на японском острове Ириомоте был обнаружен новый представитель семейства кошачьих – дикий ириомотейский кот. Для его охраны на острове был создан специальный заповедник.
Это интересно. Жуки – навозники. Получили своё название потому, что скатывают из навоза животных большой шар, иногда величиной с яблоко, закапывают его в землю, питаются им и откладывают в него яйца. Личинки жука, вылупившись, доедают остатки навозного шара. Навозники играют важную роль в жизни растений: в навозный шар попадают семена и, перекатывают шар, жуки распространяют эти семена, а также рыхлят и удобряют почву.
Верблюды – чемпионы по выживанию в условиях пустыни – носят запасы воды и пищи в своих горбах, что позволяет им долгое время не пить и не есть. Их желудок приспособлен переваривать грубую пищу: колючки и жестколистные растения – всё, что растёт в пустыне. Верблюд может сразу выпить около десяти ведёр воды и, напившись, быстро восстанавливает силы. От жары и холода верблюда защищает густая шерсть, а ноздри смыкаются во время песчаных бурь. Есть два вида верблюдов: дромедар – одногорбый и бактриан – двугорбый. Оба эти вида одомашнены человеком и используются как транспортное средство, из шерсти верблюдов делают пряжу, молоко используют в пищу. В диком состоянии сохранились только бактрианы. Эти редкие сейчас дикие верблюды внесены в Красную книгу.
Орёл – ягнятник обитает в горах Евразии, от Альп до Гималаев. Он охотится на мелких грызунов и птиц. Эту птицу называют горным санитаром, потому что она поедает падаль. Ягнятник поднимает кости падали высоко в небо и сбрасывает их на камни, чтобы разбить. Так хитрая птица добывает костный мозг и лакомится им.
Индийский, или азиатский, слон, обитающий в саваннах и лесах Южной Азии, - самое крупное животное нашего континента. Слоны держатся небольшими группами, которые обычно возглавляют старые самки. У слонихи рождаются один, реже два детёныша, которых она вскармливает молоком около двух лет. В воспитании малышей принимают участие все самки стада. Азиатские слоны легко приручаются, люди издавна используют их в качестве рабочей силы. Существуют два вида слонов – индийский и африканский. Все слоны имеют хобот – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом слоны срывают листья и плоды, отправляя их в рот; пьют слоны, набирая воду хоботом и выливая её в себе в рот; во время купания хобот используется как душ. На конце хобота находятся хватательные пальцевидные отростки. У индийского слона такой отросток один, а у африканского – два. Африканские слоны отличаются от индийских ещё и тем, что они крупнее и уши у них больше. У африканских слонов бивни имеют самцы и самки.
Виргинский филин – большая хищная птица – аналог евразийской бородатой неясыти. Перья на его голове напоминают рога, поэтому второе название этой птицы – большой рогатый филин. Бесшумно летая, он охотится по ночам на кроликов, зайцев, грызунов и птиц, в том числе и на ворон. Виргинские филины и вороны – заклятые враги. В отместку за ночной разбой вороны донимают сонного филина днём, пытаясь прогнать неудобного соседа со своей территории.
Скунс – представители семейства куньих – нашли великолепный способ защиты от врагов. В случае опасности эти зверьки поворачиваются спиной к обидчику и, подняв хвост, выпускают струю отвратительно пахнущей жидкости. Эта жгучая жидкость, попав в глаза, может на время ослепить противника, навсегда отучив неопытного хищника иметь дело со скунсом.
Ядозуб – единственная в мире ядовитая ящерица. Ядозуб охотится на мелких млекопитающих, обитающих в пустыне. Так как из – за своей неповоротливости и небольших размеров ядозубу трудно справиться со своими жертвами, яд ему необходим как оружие в борьбе за пищу, то есть за выживание. Существует два вида ядозубов: обыкновенный и мексиканский, и оба эти вида живут только в североамериканских пустынях.
В кустарниковой саванне обитают медоуказчики, родственники дятлов, и медоеды, родичи барсуков. Их связывает общий интерес – гнёзда диких пчёл. Медоуказчики питаются личинками пчёл и воском, но они не могут разрушить гнездо, чтобы добраться до лакомства. Птички разыскивают медоеда и привлекают его вниманием, кружась над ним и громко чирикая. Медоед следует за птицей к гнезду, мощными лапами разламывает гнездо и лакомится мёдом, а предприимчивая птичка доедает личинки и воск. Люди также отыскивают дикий мёд, наблюдая за поведением мадеуказчика.
Самый-самый.Самая большая птица в мире – это африканский страус, взрослый самец вырастает до 2,5 метров. Он занимает в африканской саванне ту же экологическую нишу, что и южноамериканский нанду в льяносах. Кроме того, нелетающий африканский страус – самый быстрый бегун среди птиц, способный бежать до 70 км/ч.
Полученный готовый электронный обучающий продукт, пригоден для дальнейшего применения на уроках природоведения или факультативных занятиях.Пока!