Учителя МОУ «СОШ № 1»: В.В. Сенькина (учитель истории, обществознания) Г.М. Тарасенкова (учитель биологии, химии) Интегрированный урок обществознания, биологии в 10 А классе «…Что посеет человек, то и пожнет» (Послание к галатам св. Апостола Павла, VI, 7.) 900igr.net
Если бы Мир был деревней в 100 человек Если сократить всё человечество до деревни в сто жителей, принимая во внимание все пропорциональные соотношения, вот как будет выглядеть население этой деревни: 60 азиатов 12 европейцев 5 североамериканцев (США и Канада) 8 латиноамериканцев 14 африканцев 49 будут женщинами 51 мужчинами 82 не белыми 18 белыми 89 гетеросексуальными 11 гомосексуальными
5 человек будут владеть 32% всего мирового богатства и все они будут из США у 80 не будет достаточных жилищных условий у 24 не будет электричества (А 76 из тех, у которых будет электричество, будут его использовать преимущественно для освещения в темное время суток.) 67 будут неграмотными 50 будут недоедать, а 1 будет умирать от голода у 33 не будет доступа к чистой питьевой воде 1 будет ВИЧ инфицирован 1 умрёт 2 родятся только у 7 будет доступ к Интернету
1 (только один) будет иметь высшее образование Если посмотреть на мир с этой точки зрения, становится ясно, что потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании очень высока. Подумай об этом! Если ты никогда не переживал войну, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или голод, ты счастливее, чем 500 миллионов человек в этом мире.
Если ты можешь пойти в церковь (синагогу) без страха и угрозы заключения или смерти, ты счастливее, чем 3 миллиарда человек в этом мире. Если в твоём холодильнике есть еда, ты одет и обут, у тебя есть крыша над головой и постель, ты богаче, чем 75% людей в этом мире.
Если сегодня с утра ты проснулся здоровым, ты счастливее, чем 1 миллион человек, которые не доживут до следующей недели. Если у тебя есть счёт в банке, деньги в кошельке и немного мелочи в копилке, ты принадлежишь к 8% обеспеченных людей в этом мире. Если ты читаешь этот текст, ты благословлен втройне, потому что: 1. Кто-то подумал о тебе; 2. Ты не принадлежишь к тем 2 миллиардам людей, которые не умеют читать; 3. И... у тебя есть компьютер!
Кто-то когда-то сказал: — работай, как будто тебе не надо денег, — люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль, — танцуй, как будто никто не смотрит, — пой, как будто никто не слышит, — удивляйся, как будто вчера родился, — живи, как будто на земле рай.
План урока Что такое глобальные проблемы человечества Факторы, способствующие появлению и обострению глобальных проблем Признаки глобальных проблем Глобальные проблемы человечества в документах международного права Проблема разоружения мира, угроза новой мировой войны Международный терроризм Экологическая проблема Демографическая проблема Проблемы стран «Восток – Запад» (здравоохранение, продовольственная, энергетическая, сырьевая) Закрепление материала, решение кроссворда Вывод
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов. Факторами, способствующими появлению и обострению глобальных проблем явились: резкое увеличение расходования природных ресурсов; отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей; усиление неравномерности в уровнях социально – экономического развития, между промышленно развитыми и развивающимися странами; создание оружия массового уничтожения.
Признаки глобальных проблем: глобальные масштабы проявления острота проявления комплексный характер общечеловеческая сущность особенность предопределять ход дальнейшей истории человечества возможность их решения усилиями всего мирового сообщества.
Проблема разоружения мира, угроза новой мировой войны
Международный терроризм Терроризм (лат.) - устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства. Терроризм - преступление против общественной безопасности, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Демографическая нагрузка детьми (0-14 лет) и пожилыми (60 лет и старше) населения трудоспособного возраста, Россия, 1950-2050 годы, в расчете на 100 человек Тенденции изменения демографической нагрузки в России отличаются сильно выраженными колебательными изменениями В предстоящие десятилетия она практически неуклонно будет повышаться (некоторая стабилизация, по-видимому, произойдет в 2025-2035 годы), увеличившись к 2050 году до 90. Доля нагрузки пожилыми людьми в общей демографической нагрузке составит 68% против 24% в начале и конце 1950-х годов.
Проблемы стран «Восток – Запад» (здравоохранение, продовольственная, энергетическая, сырьевая) Причины возникновения: недостаточно рациональное использование ресурсов в условиях социально-экономической отсталости; Пути решения: интенсификация сельского хозяйства в сочетании с расширением земельных угодий в условиях международного сотрудничества; Сущность проблемы: недостаточное обеспечение большей части населения Земли продовольствием;
Энергетическая и сырьевая проблемы Аспекты сырьевой проблемы ПОСТОЯННЫЙ РОСТ СПРОСА НА СЫРЬЁ ИСТОЩЕНИЕ МНОГИХ ВАЖНЫХ ВИДОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ УЖЕСТОЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ СЫРЬЯ И СОЗДАНИЮ В ЭТОЙ СВЯЗИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ОТСТАВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕРАБОТКИ СЫРЬЯ И УТИЛИЗАЦИЯ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ (ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ) ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
Кроссворд «Глобальные проблемы человечества» 1 4 5 6 7 2 3