1. В.Ф. Панин, А.И. Сечин, В.Д. Федосова. Экология. Часть 1,2. Учебное пособие. ТПУ. Томск. 1999 г. 270 с. 1. В.Ф. Панин, А.И. Сечин, В.Д. Федосова. Экология. Часть 1,2. Учебное пособие. ТПУ. Томск. 1999 г. 270 с. 2. Г.В. Стадницкий, А.И. Родионов. Экология. – М.: ВШ. 1988. – 272с. 3. Б. Небел. Наука об окружающей среде. Т. 1,2. Пер. с англ. – Мир. 1993. – 760с. 4. Т. Миллер. Жизнь в окружающей среде. Т. 1,2. Под редакцией Ягодина Г.А. – М.: «Прогресс-Панагея». 1994. – 623с.
1. Охрана окружающей среды. Под редакцией С.В. Белова. М.: ВШ. 1991. – 319с. 1. Охрана окружающей среды. Под редакцией С.В. Белова. М.: ВШ. 1991. – 319с. 2. Охрана окружающей среды: Постатейный комментарий к закону России. – М.: Республика. 1993. – 224с.
Экология (1869 г. Эрнст Геккель, немецкий биолог) – термин образован из греческих корней «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение. Экология (1869 г. Эрнст Геккель, немецкий биолог) – термин образован из греческих корней «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение.
С 60-х годов 20-го века – «Экологическая безопасность», «экологическое бедствие», «экологическая катастрофа». С 60-х годов 20-го века – «Экологическая безопасность», «экологическое бедствие», «экологическая катастрофа». «Парниковый эффект», «кислотные дожди», «озоновые дыры», «фотохический смог».
Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы. Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы. Атмосфера – газообразная оболочка Земли, вращающаяся с той же скоростью, что и планета Земля, в которой обитают биообъекты. Гидросфера – весь глобальный мир воды, населенный живыми организмами. Литосфера – внешняя твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии, населенная живыми организмами.
Эдуард Зюсс, австрийский геолог и палеонтолог, ввел впервые в 1875 году термин – биосфера – сфера жизни. Эдуард Зюсс, австрийский геолог и палеонтолог, ввел впервые в 1875 году термин – биосфера – сфера жизни. («био» - жизнь, «сфера» - шар).
Получение знаний о законах существования биосферы, знание ключевых концепций и принципов, управляющих природными процессами, знакомство с возможными решениями проблем ООС и рационального использования природных ресурсов. Получение знаний о законах существования биосферы, знание ключевых концепций и принципов, управляющих природными процессами, знакомство с возможными решениями проблем ООС и рационального использования природных ресурсов.
Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика к во времени и пространстве. Предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика к во времени и пространстве.
Главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты. Главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.
Водная среда. Водная среда. Наземно - воздушная среда. Почвенная среда. В водной среде обитает примерно 150 тыс. видов животных или около 7% от общего их количества и 10 тыс. видов растений (8%). В настоящее время ученые насчитывают около миллиона видов. Среди них 13 тысяч видов млекопитающих, 20 тысяч видов рыб, 28 тысяч видов птиц. Первенство по разнообразию видов на суше держат насекомые — 750 тысяч видов! моллюсков насчитывается 80 тысяч, раков — 20 тысяч, червей — 15 тысяч видов! Живые организмы земли ежегодно используют и полностью разлагают около 350 миллиардов тонн органических веществ.
Выделяют четыре основных этапа эволюции биосферы: Выделяют четыре основных этапа эволюции биосферы: биохимическая эволюция, начавшаяся примерно 3 млрд. лет назад; морфофизиологический прогресс, осуществляемый на протяжении 500 млн. лет до настоящего времени: эволюция психики, начавшаяся около 250 млн. лет назад с момента появления насекомых; эволюция сознания, связанная с возникновением и развитием человеческого общества на протяжении последних 500 тыс. лет. В этой связи она намечает и выделение этапов эволюции биосферы.
Первый этап - возникновение биотического круговорота, означавшего формирование биосферы. Второй этап - усложнение жизни на планете, обусловленное появлением многоклеточных организмов. Третий этап - формирование человеческого общества, оказывающего своей хозяйственно-экономической деятельностью все большее влияние на эволюцию биосферы (ноосфера). Первый этап - возникновение биотического круговорота, означавшего формирование биосферы. Второй этап - усложнение жизни на планете, обусловленное появлением многоклеточных организмов. Третий этап - формирование человеческого общества, оказывающего своей хозяйственно-экономической деятельностью все большее влияние на эволюцию биосферы (ноосфера).
Основные этапы, по которым могла возникать жизнь на Земле: синтез простых органических соединений, синтез полимеров, близких к нуклеиновым кислотам и белкам, образование первичных живых организмов (протобионтов). Собственно биологическая эволюция начинается с образования клеточной организации и в дальнейшем идет по пути совершенствования строения и функций клетки, образования многоклеточной организации, разделения живого на царства растений, животных, грибов с последующей их дифференциацией на виды. Основные этапы, по которым могла возникать жизнь на Земле: синтез простых органических соединений, синтез полимеров, близких к нуклеиновым кислотам и белкам, образование первичных живых организмов (протобионтов). Собственно биологическая эволюция начинается с образования клеточной организации и в дальнейшем идет по пути совершенствования строения и функций клетки, образования многоклеточной организации, разделения живого на царства растений, животных, грибов с последующей их дифференциацией на виды.
Появление жизни; Появление жизни; Образование 3-х сред жизни; Появление человека; Человек-собиратель; Охотник; С/х работник (оседлость); Промышленная революция; Научно-техническая революция.
1800 г. – 1 млрд. чел. 1800 г. – 1 млрд. чел. 1930 г. (+130 лет) – 2 млрд. чел. 1960 г. (+30 лет) – 3 млрд. чел. 1975 г. (+15 лет) – 4 млрд. чел. 1987 г. (+12 лет) – 5 млрд. чел. 1998 г. (+11 лет) – 6 млрд. чел.
4 закона экологии американского ученого Б. Коммонера: 4 закона экологии американского ученого Б. Коммонера: 1)все связанное со всем; 2)все должно куда-то деваться; 3)природа «знает» лучше; 4) ничего не дается даром (за все надо платить).
Мы не можем создавать или разрушать энергию; мы можем лишь изменять ее форму. Мы не можем получить энергию, не произведя энергетических затрат (1-й закон термодинамики, или закон сохранения энергии). Мы не можем создавать или разрушать энергию; мы можем лишь изменять ее форму. Мы не можем получить энергию, не произведя энергетических затрат (1-й закон термодинамики, или закон сохранения энергии). Мы не можем создавать или разрушать материю; мы можем лишь изменять ее форму. Мы ничего не можем выбросить, в той или иной форме все отходы остаются с нами навсегда (2-й закон термодинамики, или закон сохранения вещества).
При любом превращении энергии из одной формы в другую высококачественная полезная энергия неизбежно деградирует в низкокачественную, менее полезную, которая не может быть обращена в высококачественную энергию. Мы не можем повысить качество энергии без больших энергетических затрат (закон снижения качества энергии). При любом превращении энергии из одной формы в другую высококачественная полезная энергия неизбежно деградирует в низкокачественную, менее полезную, которая не может быть обращена в высококачественную энергию. Мы не можем повысить качество энергии без больших энергетических затрат (закон снижения качества энергии).
Не применяйте энергию высокого качества там, где можно обойтись энергией более низкого качества; не используйте механическую пилу для того, чтобы отрезать кусок масла, или электрическую лампочку для обогрева дома и подогрева воды для хозяйственных нужд (принцип соответствия качества энергии энергетическим задачам). Не применяйте энергию высокого качества там, где можно обойтись энергией более низкого качества; не используйте механическую пилу для того, чтобы отрезать кусок масла, или электрическую лампочку для обогрева дома и подогрева воды для хозяйственных нужд (принцип соответствия качества энергии энергетическим задачам).
Не растворяйте, не рассеивайте и не смешивайте те вещества в отходах, которые могут быть рециркулированы (принцип возможной повторной рециркуляции). Не растворяйте, не рассеивайте и не смешивайте те вещества в отходах, которые могут быть рециркулированы (принцип возможной повторной рециркуляции).