Экология в экспериментах Нечаева Г.А., Федорос Е.И.
Описание элективного курса Предлагаемый элективный курс предназначен для преподавания в 9 классе или в старшей школе и реализует проектный подход в обучении. Он включает элементы науковедения, библиотековедения, методологии научного познания, статистических методов обработки данных, теоретического содержания и практических заданий в области естествознания и экологииПрограмма и УМК курса были разработаны в результате 6-летней опытно-экспериментальной работы авторов в системе среднего образования и преподавательской деятельности в ВУЗах. Программа и УМК являются победителями 11 тура конкурса НФПК «Создание учебников нового поколения».Издание УМК планируется к сентябрю 2005 года.
Цель и задачи курса Цель: освоение учащимися основных подходов и правил организации научного экологического эксперимента и развитие системы умений по проведению частных и комплексных исследований.Задачи: Освоение общих и специальных методов, приемов и форм исследовательской работы;Актуализация и развитие знаний в области экологии;Развитие интеллектуальных, коммуникативных и практических умений.
Роль и место курса в образовательном процессе Углубленное или профильное изучение экологии, биологии, химииПредпрофильная подготовка в 9 классеСоответствует образовательным областям: естествознание, экология Межпредметные связи:естествознание экология-биология-химияматематика, информатикафилософия и методология научного познания
I вариант планирования курса - линейный
II вариант планирования курса – комбинирован-ный
Образовательные технологии При реализации курса могут быть использованы следующие образовательные технологииструктурно-логическиедиалоговыекомпьютерные тренинговыеПри этом наиболее адекватно соответствуют содержанию курса технологии: развивающего обученияоснованные на индивидуально-дифференцированном подходе к учащимся сотрудничествапогруженияэкскурсионныеСамостоятельная работа учащихся:объем - не менее 60% учебного времени;характер - практикум, работа с литературой, отработка логических приемов обработки информации, решение расчетных и других задач, оформление работ, подготовка докладов, публичные выступления.
Соответствие познавательным запросам учащихся Как правило, элективный курс избирается учащимися в соответствии с направлением их познавательных интересов и запросов. Курс направлен на развитие мотивов учения:познавательных интереса к содержанию предметов и образовательных областейинтереса к самому процессу познавательной деятельности.социальных обретения чувства личностной тождественности и целостностиобретения психосексуальной идентичностипрофессионального самоопределения формирования системы ценностейДля наиболее успешного построения учебно-познавательного процесса рекомендуется провести предварительную диагностику познавательных запросов и мотивационной сферы учащихся.
Соответствие познавательным возможностям учащихся Предусмотрена адаптация курса применительно к возможностям школьников, изучающих специальный курс «Экология» или получающих экологические знания только при изучении других курсов естественнонаучного цикла Широкий спектр предлагаемых исследовательских методик позволяет подобрать соответствующие возрастным особенностям учащихсяВозможна индивидуальная дифференцировка познавательной деятельности учащихся в соответствии с психологическими особенностями (визуально ориентированные, аудиалы, кинестетики)Для наиболее успешного построения учебно-познавательного процесса рекомендуется провести предварительную диагностику уровня знаний и ведущей системы восприятия.
Учебно-методический комплект Теоретический и практический материал курса предназначен для сопровождения учащихся, выполняющих научные исследования, от выбора темы до представления результатов. Методическое пособие включает предпрофильную программу для 9 класса и профильную программу для 10-11 классов.
Пример организации работы по курсу Школьная лабораторияОтбор образцов
Обработка и представление результатов работ Статистический анализКонференция (СПбГУ)Проведение семинара для школьников