* «Здравствуй, мир!» окружающий мир для дошкольников
* Чем отличаются современные дети? Требуется изменение содержания Требуется изменение методики (проблемно-диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуется изменение методики (от интересного не устают) Информированность Раскованность Слабое здоровье
* В чем причина информированности современных детей? Непосредственный опыт общения с окружающим миром Опосредованный, но, к сожалению, бессистемный опыт, полученный из телевизора
* Зачем ученикам «Окружающий мир»? УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ две главные линии развития (цели) Систематизация опыта детей – картина мира Осмысление детьми своих эмоциональных оценок Каковы цели предмета?
* Любое занятие с дошкольниками посвящено знакомству с русским языком Одна из основных задач курса – осознание смысла произносимых детьми слов. Для этого мы используем принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.
* Мы не предметники, а воспитатели Самое главное не в том, чтобы усвоить знания, а в том, чтобы выросли люди, умеющие интересно жить и общаться. Воспитательный момент – самое главное на любом занятии. Именно ему должен быть посвящен итог.
* Основа отношений между людьми – общечеловеческие ценности В детстве В старшей группе детского сада Жизнь не похожа на сказку! Опыт общения с родителями, знакомыми Опыт чтения сказок Есть хорошее и плохое Все делятся на хороших и плохих Плохими и хорошими бывают поступки, а не люди!
* Место дошкольного образования в естественно-научном и историко-обществоведческом образовании Дошкольное образование Начальная школа Основная и старшая школа Основные вопросы: Кто? Что? Какой? Формирование представлений об окружающем мире Основные вопросы: Почему это так? Зачем… На качественном уровне, без деталей. Образное формирование конкретных понятий. Основные вопросы: Почему так получилось? Зачем это нужно? На количественном уровне, с деталями. Формирование абстрактных понятий.
* Занятие, как и жизнь, нельзя ограничить минимумом Принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее. Принцип минимакса – ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством воспитателя) усвоить минимум Дети разные Нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного Надо учиться находить главное Решение: Проблемы:
* Какие трудности подстерегают воспитателя при использовании наших пособий? Занятие с использованием минимакса требует особой подготовки и индивидуальной работы с детьми Для того чтобы поняли дети, надо чтобы понял воспитатель Поэтому необходимо обладать знаниями, позволяющими отвечать на вопросы детей Возможный максимум Реальный минимум
* Правила пользования методическими рекомендациями Дидактические игры подбирает воспитатель с учетом имеющейся развивающей среды. Материал для диалога с детьми на этапе открытия новых знаний и умений в методических рекомендациях избыточный. Воспитатель сам отбирает необходимые фрагменты.
* Как готовиться к занятию, основанному на минимаксе 1 этап – определение минимума с учетом специфики детей и региона 2 этап – конструирование затруднения в игровой ситуации (проблемной ситуации) 3 этап – разработка диалога с детьми 4 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить детей в оставшееся на занятии время (если они сами попросят)
* Как помочь детям присвоить знания и умения? Ведь они не умеют читать и писать Символы изобретают сами дети, создавая свой язык Простые понятия Сложные понятия Природные явления Дикие и домашние звери, травоядные и хищники
* Я слышу – забываю, я вижу – помню долго, я делаю – понимаю Опыты на занятиях по окружающему миру Почему крыша имеет такую форму, как ель? Снег быстрее скатывается. Почему в тундре много озер и болот? Почему в одном из сосудов, где в песке закопано донышко от бутылки из-под пепси-колы остается много воды после полива?
* Примерная сетка занятий для разных возрастных групп Возраст детей 3–4 года 4–5 лет 5–6 лет Ознакомление с окружающим миром 1 зан. 1 зан. 1 зан. Если в детском саду есть подготовительная группа, то материал старшей группы («Здравствуй, мир!», ч. 2) используется в течение двух лет.
* Комплект пособий по окружающему миру Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет) Авторы: Кочемасова Е.Е., Белова И.К., Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! (4–5 лет, ч. 1) Авторы: Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! (5–6 лет, ч.2) Авторы: Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!». Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей Наглядные пособия для детского сада к пособиям «По дороге к Азбуке» и «Здравствуй, мир!»
Логика содержания курса «Здравствуй, мир!» – расширяющаяся спираль Младшая группа – дом, семья, прогулка с родителями Средняя группа – окружающий мир вокруг нашего города Старшая группа – окружающий мир нашей страны Подготовительная группа – окружающий мир нашей планеты От близкого к далёкому С севера на юг На стадии издания
* Как работать с пособиями для детей Младшая и средняя группа по желанию выбирают понравившиеся задания по изученной теме и выполняют их в детском саду в свободное время или дома вместе с родителями Старшая группа учится работать с пособиями на занятиях
* Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет) Путешествие в Зеленую страну Путешествие в Красную страну Путешествие в Желтую страну Путешествие в Оранжевую страну Путешествие в Синюю страну Путешествие в Фиолетовую страну Красный – синий – фиолетовый Цветной мир Путешествие в Голубую страну 1-я линия развития – знакомство с цветом К концу обучения дети младшей группы должны знать цвета спектра; иметь представление о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвет получается в результате смешивания двух цветов; уметь различать и называть цвет предметов.
* Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет) 2-я линия развития – знакомство с временами года и частями суток Лето Осень Части суток Зима Весна Времена года К концу обучения дети младшей группы должны иметь представление обо всех временах года и их характерных особенностях; об основных домашних животных, диких зверях и птицах; о частях суток; о действиях детей и взрослых в разное время суток.
* Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет) 3-я линия развития – знакомство с живой природой Дикие животные Растения (деревья, кусты, цветы) Овощи Фрукты Домашние животные Птицы Братья наши меньшие К концу обучения дети младшей группы должны знать название детенышей домашних и диких животных; название двух деревьев, двух травянистых растений; иметь представление об основных домашних животных, диких зверях и птицах; уметь различать зверей и птиц; различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты своей местности.
* Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет) 4-я линия развития – знакомство с человеком и его хозяйством Кто мы? Какие мы? Чайная посуда Столовая и кухонная посуда Мебель Одежда Обувь За покупками К концу обучения дети младшей группы должны знать свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения; части тела и лица, их количество и назначение; основные детали одежды, мебели, посуды; иметь представление о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой; уметь различать эмоции человека; различать и называть предметы ближайшего окружения; пользоваться обобщающими словами; пользоваться простейшими символами.
* Здравствуй, мир! (ч. 1, для 4–5 лет) Знакомство с характерными признаками города, села и леса с помощью героев Условные знаки – части рисунков
* Здравствуй, мир! (ч. 1, для 4–5 лет) 1-я линия развития – знакомство с временами года Экскурсия в осенний парк В лес за грибами и ягодами Как животные к зиме готовятся Зима в городе Экскурсия в зимний парк Весенние праздники (23 февраля) Весенние праздники (8 Марта) Весеннее пробуждение природы Времена года К концу обучения дети средней группы должны иметь представление об основных особенностях сезонной жизни природы; об основных особенностях сезонной жизни людей; уметь отличать времена года и их признаки.
* Здравствуй, мир! (ч. 1, для 4–5 лет) 2-я линия развития – знакомство с человеком и его хозяйством, с городом и деревней Мы живем в городе Прогулка по городу Как вести себя на улице Моя семья Какие мы? Кто с нами живет Мы идем в магазин Откуда овощи в магазине Фрукты на прилавках магазинов Мы помогаем готовить Откуда хлеб пришел Профессии людей К концу обучения дети средней группы должны знать название родного города, села; основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера; иметь представление о характерных признаках города и села; об элементарных правилах поведения в городе и природе; о разных видах общественного транспорта; о семье и взаимопомощи членов семьи; об основных частях тела человека и их назначении; об элементарных правилах поведения и личной гигиены; уметь отличать город от села.
* Здравствуй, мир! (ч. 1, для 4–5 лет) 3-я линия развития – знакомство с живой природой, лесом В лес за грибами и ягодами Как животные к зиме готовятся Лесные обитатели – звери Обитатели скотного двора О тех, кто умеет летать Обитатели птичника Обитатели воды – рыбы Мы едем в зоопарк Шестиногие малыши Сажаем растения К концу обучения дети средней группы должны иметь представление об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов; о домашних животных; о жизни диких животных в природе; уметь отличать и называть деревья (3 – 4 вида) и кустарники (1 вид); называть грибы и ягоды; отличать съедобные части растений от несъедобных; узнавать мухомор как несъедобный гриб; решать задачи в рабочей группе; правильно себя вести на занятии.
* Здравствуй, мир! (ч. 2, для 5–6 лет) 1-я линия развития – знакомство с временами года «Уж небо осенью дышало...» «Идет волшебница-зима...» Весна в степи К концу обучения дети старшей группы должны знать о сезонных изменениях в природе; об условиях, необходимых для роста растений, жизни зимующих птиц; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи; пользоваться календарем погоды.
* Здравствуй, мир! (ч. 2, для 5–6 лет) 2-я линия развития – знакомство с правилами поведения в быту Приглашение к путешествию Береги себя Если хочешь быть здоров Книги в дорогу К концу обучения дети старшей группы должны знать элементарные правила поведения в городе и природе; о правилах личной безопасности; о службах помощи; свой адрес, название страны, города; родственные отношения; основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.; иметь представление о правилах поведения в общественных местах; о строении своего тела; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи; ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения; соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
* Здравствуй, мир! (ч. 2, для 5–6 лет) 3-я линия развития – знакомство с природой нашей Родины Помощники в путешествии: глобус и карта Путешествие на Северный полюс Путешествие в тундру Жители тундры Обитатели тайги Путешествие в смешанный лес Весна в степи Откуда хлеб пришел «Широка страна моя родная» Конкурс эрудитов К концу обучения дети старшей группы должны знать об условиях, необходимых для роста растений, жизни зимующих птиц; иметь представление о растительном и животном мире разных частей света; о животных, растениях; уметь различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
* Здравствуй, мир! (ч. 2, для 5–6 лет) 4-я линия развития – знакомство с жизнью людей нашей страны Район, в котором ты живешь Выбираем транспорт Жители тундры В гости к городецким мастерам Путешествие к мастерам Хохломы На каникулы в Москву Театры и музеи Москвы Улицы Москвы В гости к дымковским мастерам Филимоновская игрушка Весна в степи Откуда хлеб пришел «Широка страна моя родная» Конкурс эрудитов К концу обучения дети старшей группы должны знать свой адрес, название страны, города; иметь представление об образе жизни людей в других странах; о народных промыслах; уметь устанавливать простейшие причинно- следственные связи; соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
* Здравствуй, мир! (ч. 2, для 5–6 лет) 5-я линия развития – знакомство с прошлым «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» История русского костюма Ярмарка Откуда хлеб пришел Конкурс эрудитов
Предшкольная подготовка по «Окружающему миру» Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100»
Какова должна быть логика предшкольной подготовки? Подготовительная группа должна знакомить со всем окружающим миром: и с тем, что изучают в средней группе, и с тем, что изучают в старшей или подготовительной группе Поэтому нельзя учить лишь старшую и тем более лишь подготовительную группу Но нельзя использовать и методические рекомендации для средней группы, так как они написаны для своего возраста