«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №141 «Лукоморье»
Адаптация – это сложный процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям и выработка новых умений и навыков.
Выделяют три фазы адаптации: 1.Острая фаза, дезадаптация - наблюдаются частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. 2. Адаптация – привыкание к новым условиям, нормализуется поведение. 3. Компенсация – дети начинают вести себя спокойно. Ускоряется темп развития психических процессов.
Выделяют три степени адаптации: 1.Легкая 2. Средняя 3. Тяжелая
Легкая адаптация временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя адаптация сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация снижен аппетит (иногда возникает рвота при кормлении); нарушен сон; ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние; происходят изменения в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников, продолжительность адаптации (от 2 до 6 месяцев).
Правила поведения родителей Утренний прием: Придумайте и используйте каждый день систему прощальных знаков (воздушный поцелуй, поглаживание, прощание рукой, мизинчиками и др.). При этом важно! Уходите быстро, не задерживайтесь, не оборачивайтесь - так малышу будет проще отпустить Вас. Не бойтесь разлуки с ребенком, тогда и он легче будет ее переносить. Во время прощания демонстрируйте хорошее настроение, чувствуйте себя уверенно, общайтесь с ребенком только доброжелательным тоном. Дома создайте спокойную, доброжелательную обстановку.
Рекомендации родителям В детский сад приводите ребенка при условии, что он здоров. Здоровье ребенка поддерживайте, закаливайте. Одевайте ребенка по погоде, в такую одежду с которой он может справиться сам. Подготовьте сменное белье и одежду, продумайте маркировку на одежде. Выстраивайте конструктивные отношения с воспитателями и родителями. В жизни малыша принимайте активное участие.
Учите ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком. Учите ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком. Принесите из дома свои и ребенка фотографии - это придаст уверенность. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми и детьми.
Не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя за своим ребенком. Не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя за своим ребенком. После детского сада погуляйте с ребенком на площадке, в парке, похвалите его за проведенный день: «Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой». Демонстрируйте свою заботу и любовь.
Спасибо за внимание!