Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №141 «Лукоморье» города Кургана «Первый раз – в первый класс»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Первый раз – в первый класс! Очень скоро ваши дети пойдут первый раз в первый класс. Ваших детей встретит первая учительница. Как будет учиться Ваш ребенок? Сложатся ли отношения с учителем, с детьми? Эти и многие другие вопросы интересуют родителей. Очень важно, что Ваш ребенок будет психологически готовым. Что значит психологически готовым? Какие компоненты входят в психологическую готовность? Как развивать эти компоненты? Попробуем разобраться.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: - Положительных представлений о школе; - Желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового; - Сформированной позиции школьника. Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо: - Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах; - Знакомить с основными атрибутами школьной жизни; - Использовать загадки на школьную тему, игры «Собери портфель», «Собери пенал», «Что лишнее».
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ Личностная готовность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению и во время беседы. Личностная готовность включает: - знание о себе; - отношение к себе. Для формирования коммуникативной готовности к школе необходимо: - Использовать игры «Телефонный разговор», «Закончи предложение», «Мои способности» и др. - Читать сказки и обсуждать, беседовать и др.
КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ Коммуникативная готовность предполагает определенный уровень умений и навыков общения и установления контактов со сверстниками и взрослыми. Готовность детей к школе в сфере общения включает: - Желание вступать в контакт с детьми и взрослыми; - Умение организовать общение; - Знание норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении.
ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ Волевая готовность предполагает умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном. Волевая готовность детей к школьному обучению включает: - Умение действовать по образцу и инструкции; - Умение доводить начатое дело до конца; - Умение контролировать других и себя.
Для формирования волевой готовности к школе необходимо: Для формирования волевой готовности к школе необходимо: - Повышать самостоятельность и ответственность ребенка. - Закрепить конкретное поручение за ребенком и поощрять его выполнение. - Учить стихи, пересказывать рассказы. - Развивать самоконтроль, используя игры: «Cделай так же», «Найди отличия», «Выполни по образцу» и др. - Развивать стремление действовать по моральным мотивам. - Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Интеллектуальный уровень предполагает определенный уровень развития психических познавательных процессов, определенный уровень общей осведомленности и произвольности. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению включает: - Общие знания об окружающем мире, специальные первоначальные знания в области языка (звуковой анализ слова, ударный слог и др.), математики, изодеятельности, пространственной ориентировки (в т.ч. на листе), а также владение общими способами умственных действий:
- Умение следовать указаниям педагога, взрослого человека, работать по плану, инструкции; - Умение следовать указаниям педагога, взрослого человека, работать по плану, инструкции; - Владеть навыками сравнения, обобщения, классификации предметов и явлений; - Навыками переноса знаний и умений в новую ситуацию.
Для формирования интеллектуальной готовности к школе необходимо: Для формирования интеллектуальной готовности к школе необходимо: - Чаще читать детям книги, наблюдать вместе разные предметы и явления и беседовать об увиденном. - Приближать ребенка к природе - выезжать с ним в лес в разное время года. Рассматривать деревья, насекомых, растения, цветы, грибы, птиц, что угодно, ведь зачастую природная любознательность у детей с нарушением зрения бывает притуплена. - Полезно, придя с прогулки домой, дать ребенку нарисовать, вылепить, вырезать то, с чем познакомился, и что запомнил.
- Важно развивать у ребенка логическое мышление: операции сравнения, обобщении, классификации предметов по разным признакам, для этого предлагайте задания типа: «Назови все эти предметы одним словом», «Назови предметы посуды», «Кто больше животных назовет», «Назови лишний предмет»... - Важно развивать у ребенка логическое мышление: операции сравнения, обобщении, классификации предметов по разным признакам, для этого предлагайте задания типа: «Назови все эти предметы одним словом», «Назови предметы посуды», «Кто больше животных назовет», «Назови лишний предмет»... - Нужно развивать у ребенка произвольное внимание, для этого полезны игры: «Чего не стало?» (в этой игре количество предметов можно доводить до 8-9), «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Сделай так же»...
Спасибо за внимание!