Артисты первоклассные у школьной у доски...
или "Как справиться с волнением во время выступления перед классом?" Проект подготовила ученица 1 «А» класса Сокольникова Лиля
Проблема Многие первоклассники стесняются выходить к доске на уроках. Они смущаются, волнуются, некоторые даже испытывают чувство страха ответа у доски. Это может помешать ученикам достичь хороших результатов в учебе.
Цель проекта способствовать снижению чувства страха ответа у . доски у первоклассников.
Ожидаемый результат - первоклассники станут смелее выходить к доске, будут чувствовать себя увереннее во время ответа, захотят приобрести навыки публичных выступлений, занимаясь в различных кружках и секциях.
Все волнуются перед выступлением и это нормально!
О чём думает ученик-трусишка? «Меня все высмеют, я опозорюсь»;(17 ребят) - «Учителю не понравится мой ответ»;(13 ребят) - «Я должен получить пятерку»; (7 ребят) - «Родители ждут от меня отличных ..результатов, а у меня не получается»;(13 ребят) - «Эта страшная двойка!!!»; (27 ребят) - «Доска большая. А я маленький».(3 ученика)
Как побороть страх перед ответом у доски? Первый шаг – признать: «Я боюсь, и это нормально». Расскажи о своей тревоге близкому человеку. Еще лучше – сказать перед выступлением всему классу: «Когда стою перед классом, я очень волнуюсь, во рту пересыхает..
Начнем с подготовки уроков. Выучил урок - перескажи его перед зеркалом, чтобы видеть себя целиком. Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Пригласи слушателей – маму или сестренку…
Представьте себе... Постарайся представить всё, что будет происходить в классе вовремя твоего ответа, - возможные реплики учителя и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.п. Очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся.
Дружба начинается с улыбки... Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске медленно, .спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок .дома. Начинай выступление всегда с улыбки. Рассказывай урок тому, кто .улыбнулся тебе в ответ.
Зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, чтобы стать в будущем тем, кем захочешь? Учеба в школе - это путешествие к новым знаниям и умениям. А оценки, которые мы получаем, - это всего лишь дорожные знаки, метки для пути. Если получил "пятерку" - значит, двигаешься туда, куда надо, а "двойка" просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился.
Неудачное выступление – это совсем не повод для отчаяния. Это всего лишь «дорожный знак», который указывает путь. Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!
Бывает очень полезно поиграть в школу дома со взрослыми. При этом можно брать на себя и роль «страшного ученика», и роль «смешного учителя».
Чтобы не бояться выступать перед публикой, следует много и усиленно экспериментировать дома. Пусть зрителями сначала будут самые близкие игрушки, затем родители и родственники.
Можно нарисовать все, что тебя пугает – красную двойку во весь лист с зубами и когтями, устрашающую доску – привидение, забияку - одноклассника и сделать со своим рисунком всё, что захочется – порвать. помять, выбросить и забыть о своих страхах. Нарисуй один рисунок на тему «Я боюсь отвечать у доски», а другой - «Я весело и смело отвечаю у доски!»
Конкурс рисунков!
Когда мы волнуемся, наше тело напрягается, сжимается. Нужно научиться расслабляться. Попробуй, напряги правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим . Вот несколько других игровых упражнений на расслабление: «Снеговик растаял» «Воздушный шарик» «Растение» «Прогулка по лесу»
Помнишь, как тебе нравилось читать стихи и звонко петь песни в детском садике на утреннике? Представь, что, когда ты отвечаешь в школе, это примерно то же самое.
Если у тебя не было такого опыта, нужно попытаться его создать. Может быть, тебе понравится заниматься в школьном театральном кружке? Или петь в хоре в музыкальной школе, заниматься хореографией? Вариант публичных выступлений - это и участие в спортивных соревнованиях.
Не отсиживайся за партой в ожидании звонка. Задать вопрос, рассказать смешную историю, объяснить задачу, настоять на своем, ответить у доски – такие постоянные тренировки обязательно принесут свои плоды. Помни о том, что умение выступать на публике - это очень важное качество, которое пригодится далеко не только в школе, но и в течение всей последующей жизни. Смелее! К доске – за новыми знаниями!
Спасибо за внимание! Использованные источники: Горшкова А., педагог-психолог высшей категории. Страх аудитории// Здоровье школьника. № 3. Март, 2012. http://www.za-partoi.ru/glossofobia.html