Тема урока: «Высшие, или Плацентарные, звери,Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные ,Хищные.»
Цели урока: Ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отрядам Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные,Дать классификацию животных на примере отряда Хищных.
Отряды высших млекопитающих:
Проверка домашней работы по составлению характеристики класса млекопитаюших Ответ: Волосяной покров, кожа богатая железами зубы дифференцированы на резцы, клыки, коренные. Живорождение и выкармливание детенышей молоком. Сердце четырехкамерное,левая дуга аорты, сильно развит головной мозг, в связи с чем приспособительные реакции на условия внешней среды сложны и многообразны. Способность к теплорегуляции- тело защищено и от охлаждения и от перегревания.
Повторение и проверка знаний по ранее изученному материалу: Какие особенности характеризуют класс млекопитающих? Какие особенности характерны для яйцекладущих? Каковы особенности сумчатых млекопитающих? Какое значение имеет изучение яйцекладущих и сумчатых для разрешения вопроса о происхождении млекопитающих животных? Записать таблицу на доске.
Проверка таблицы: Сходство с пресмыкающимисяНаличие вороньих костей в скелете, клоака, непостоянная температура тела, размножение яйцамиПризнаки млекопитающихВолосяной покров, выкармливаниедетенышей молоком
Изучение нового материала. 1. Высшие млекопитающие широко расселились по Земле. а) выработались разнообразные приспособительные особенности, б) использование разной пищи отразилось на строении зубов, конечностей
Отряды высших млекопитающих: НасекомоядныеРукокрылыеГрызуныЗайцеобразныеХищные ЛастоногиеКитообразныеПарнокопытныеНепарнокопытныеХоботныеПриматы
Характеристика отряда Насекомоядных: а) Древний отряд, низкая организация,б) Животные, ведущие различный образ жизни. Представители: крот – обитатель верхних слоев почвы, еж, землеройка – наземные животные, выхухоль ведет полуводный образ жизни. в) Особенности. (небольшая мозговая коробка, небольшое полушарие без извилин полушария переднего мозга. Слабо дифференцированные зубы, невыделяющиеся клыки. Морда вытянутая в подвижный хоботок.)
Отряды Грызуны и Зайцеобразные. 1) Каких грызунов вы знаете?2) Почему их так называют?3) Какие особенности грызунов вам известны?4) Где живут грызуны?5) Чем питаются? 6) Чем грызуны отличаются от зайцеобразных?
Особенности: а) строение резцов, б) высокая плодовитость. Это самый многочисленный по видам отряд. Это легкость добывания растительной пищи, и быстрое размножение способствовали расселению грызунов. Это – мыши, суслики, бобры, ондатра, белка, крысы, морская свинка
Закрепление знаний по систематике: Вид – заяц – беляк, заяц – русакРод – зайцыСемейство – заячьихОтряд – зайцеобразныеКласс – млекопитающиеТип – хордовыеЦарство – животные.
Задание на дом: составить дома таблицу «Полезные и вредные грызуны».§ 56, вопросы в конце параграфа