Первые периодизации Пифагор выделил 4 периода в жизни человека: весну (стнановление человек) – от рождения до 20 лет, лето (молодость) – 20 - 40 лет, осень (расцвет сил) – 40-60 лет, зиму (угасание) – 60-80 лет
Первые периодизации Гиппократ выделил 10 семилетних периодов в ходе всей жизни человека Аристотель делил детство и отрочество на 3 стадии: первая – от рождения до 7 лет, вторая – от 7 до 14 лет, третья- от 14 до 21 года
Биогенетический подход Биогенетический подход В центре – проблемы развития человека как индивида, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филонгенетической программы в онтогенезе. В рамках этого подхода – основные теории: теория рекапитуляции Ст. Холла, теория психосексуального развития З. Фрейда. Социогенетический подход В центре – проблемы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций. Наиболее значимые теории – концепция развития личности Э. Эриксона, теории социального научения (Скиннер, Бандура и др.). Персоногенетический подход В центре – проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, самореализации, личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Наиболее значимые теории – А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер.
Подходы к объяснению развития человека Теории когнитивного направления занимают промежуточное положение между № 1и 2. Ведущие детерминанты развития – генетическая программа и условия, в к-рых она реализуется. Развитие состоит из эволюционирования ментальных (психических структур) или способов обработки информации. Теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л, Колберга. Деятельностный подход Развитие психики и личности происходит в процессе включения в различные виды деятельности и общения. Теории П.П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, М.И. Лисиной и др.
Экологическая модель развития Автор – амер. психолог Ури Бронфенбреннер Развитие человека – это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, а с другой – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из 4 вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец. Первая из них – это микросистема. Она включает самого субъекта и его ближайшее окружение: это семья, детский сад, одноклассники, а а также органы здравоохранения, товарищи по играм, иные социальные группы, к которым принадлежит ребенок (кружки, секции и т.п.). Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистемами. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связи между ними, связи между школой и группой сверстников. Экзосистема состоит из тех элементов среды, в к-рых ребенок не играет активной роли, но к-рые оказывают на него влияние. Пр. Проблемы на работе родителей. Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры.