Слуховой анализатор.Орган равновесия.Учитель: Ручкина О.В.
Цели урока: Обучающие: сформировать знания о слуховом анализаторе и органе равновесия; освоить основные правила гигиены органов слуха;Развивающие: развивать логическое и аналитическое мышление; уметь анализировать информацию;Воспитательные: воспитать уважительное отношение к своему здоровью.
Анализаторы Анализаторы – это системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.
Части анализатораПериферический отдел (рецептор)Проводниковый отдел (чувствительные нервы)Центральный отдел (специальные зоны коры больших полушарий)
Анализатор слухаДва уха обеспечивают бинауральный слух, т.е. слышание двумя ушами. Это позволяет определить направление звука.Человек способен различать боле 400 000 разных звуков.
Характеристика звука
Сила звука измеряется в децибелах. Вот некоторые звуки, оцениваемые в этих единицах:0 - абсолютная тишина10 - шелест падающих с дерева листьев20 - шепот30 - звуки в тихом жилом квартале40 - тиканье будильника50 - почти бесшумный автомобиль60 - обычная беседа70 - максимальная громкость телевизора80 - шум машинок в большом машинописном бюро90 - шум, издаваемый большим грузовиком100 - интенсивное дорожное движение110 - рок-музыка в исполнении оркестра120 - гром130 - мотор без глушителя140 - работающий двигатель реактивного самолетаЕсли вы обсуждаете эту книгу со своим коллегой, то голос звучит с силой 60 децибел.
Частота звука измеряется в герцах, то есть фиксируется число колебаний воздуха за одну секунду, которые вызвали колебания барабанной перепонки. Самая низкая частота колебаний, воспринимаемая человеческим ухом, которое для различения частоты звука располагает 3000 нервных волокон, определена в 16 Гц (16 колебаний в секунду). В зависимости от возраста человека эта величина постепенно уменьшается от 21 000 до 12 000 и даже до 5000 Гц у пожилых людей.Для сопоставления отметим, что летучие мыши воспринимают частоты до 210 000 Гц, а дельфины - до 280 000 Гц. Следовательно, у них слух в 10-13 раз совершеннее нашего.
Орган равновесияРецепторы вестибулярного аппарата находятся в лабиринте 1 – отолиты, 2 –отолитовая мембрана, 3 – волоски рецепторных клеток, 4 – рецепторные клетки, 5 – опорные клетки, 6 – нервные клетки
Экология и гигиена слухаНарушение и ослабление слуха может быть вызвано:1. Внутренними изменениямиПовреждение слухового нерва Нарушение передачи импульса в слуховую зону корыОбразование «серной» пробки в наружном слуховом проходеНарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху
Экология и гигиена слуха2. Внешними факторами Патогенные микроорганизмы(воспаление среднего уха)Сильные резкие звуки(разрыв барабанной перепонки)Постоянные громкие шумы(потеря эластичности барабанной перепонкиПопадание в наружный слуховой проход инородных тел и насекомых (клещ, оса)(повреждение барабанной перепонки, отек среднего уха)
НЕЛЬЗЯ: 1. Пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно.2. Слушать очень громкую музыку.3. При сильных, резких звуках держатьрот закрытым.4. При сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.1. Орган слуха позволяет человеку различать звуки и шумы. 2. В органе слуха различают наружное, среднее и внутреннее ухо. 3. Наружное и среднее ухо разделено перепонкой овального окна. 4. В полости среднего уха расположены улитка и орган равновесия. 5. Нервные импульсы по слуховому нерву поступают в затылочную долю коры больших полушарий и анализируются.
Установите, в какой последовательности располагаются органы слухового анализатора, через которые звуковые колебания достигают рецепторов органа слуха:А) наружное ухоБ) перепонка овального окнаВ) слуховые косточкиГ) барабанная перепонкаД) жидкость в улиткеЕ) рецепторы органа слуха
Почему при подъеме и посадке самолета предлагают леденцы?Каково значение органа слуха и вестибулярного аппарата?
Список литературы Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.Шустанова Т.А. Репетитор по биологии: готовимся к ЕГЭ и ГИА.//4-е издание – Р.н/Д., 2012. – 539 с.http://analizator.ucoz.ru/index/0-7http://liceum.secna.ru/bl/projects/barnaul2007/borovkov/s_sens_sluh.html