ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА по биологииНА ТЕМУ: «Погружение в мир водорослей» 6 класс.Разработка урока учителя 1 кв.категорииНовошешминской гимназии Новошешминского муницципального района Р.Т.Поварнициной Татьяны Алексеевны.
Цели: Обучающая: повторить и систематизировать знания школьников об особенностях организации водорослей;Развивающая: Продолжить формирование умения, распознавать изучаемые водоросли;Воспитательная: Продолжить развитие интереса к процессу познания природы.При планировании урока учитывались возрастные особенности шестиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, выявить свои способности; наличие интереса ко всему новому, яркому, броскому (к новому красочному учебнику с яркими иллюстрациями); желание включаться в познавательные игры, демонстрировать свое «Я».
Тип урока: контроль знаний учащихся Вид урока: урок- соревнованияОборудование:Таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли» Рисунки водорослей, таблица «Значение водорослей»
ХОД УРОКАI. Организационный моментПостановка целей и задачОбъяснение правил работы с листом самоконтроля «Погружение в мир водорослей»II. Проверка знаний и умений1.Фронтальная беседа по вопросам:Какие царства живой природы вы знаете?К какому царству относятся водоросли?
2. Работа с классом «Собери картинку»Задание: Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Если задание выполнено правильно, то на обратной стороне карточек можно прочитать слово «Ламинария».
3. Работа с понятиями «Черный ящик»На парте лист с перечнем понятий. Работа проводится в партах: один в роли учителя, другой в роли ученика и наоборот. На доске записаны понятия: слоевище; ризоиды; спорофит; гаметофит; светочувствительный глазок; хроматофор.
4. Задание «Третий лишний» задание: Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор. Понятия: бесполое размножение; споры; гаметы; спорофит; благоприятные условия.
5. Работа с сигнальными карточками «Красный-зеленый» Да – зеленый, Нет – красный. Вопросы:Водоросли – это низшее растения?Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?Водоросли имеют органы?На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?По способу питания водоросли автотрофы?Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?Размножение с помощью спор называется половым?При половом размножении образуются гаметы?Ризоиды – это корни водорослей?Споры – это половые клетки?
6. Игра «Снежный ком»Задание: Каждый ряд получает карточку, включающую рисунок представителя водорослей и 5 заданий на карточке.1 ряд - по отделу зеленых водорослей;2 ряд - по отделу бурых водорослей;3 ряд - по отделу красных водорослейНа 1 вопрос отвечает 1 пара, на 2-ой 2-ая пара и т.д.По итогам работы формируется общий вывод.
7. «Узнай земляка»Каждому ряду вывешивается рисунок1 – Спирогира, 2 – Улотрикс3 – Пресноводная водоросль кладофора.Какой признак объединяет эти водоросли? Назвать их и дать очень краткую характеристику.
Обратная связь.Составление текста по темам: «Водоросли в моей жизни», «Я в жизни водорослей». При выполнении задания используется памятка:Вспомните о значении водорослей.Напишите несколько словосочетаний, предложений о том, какую роль водоросли играют в вашей жизни.Пишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.Выберите самую важную, на ваш взгляд, позицию, присвойте ей статус №1 и т.д.Выберите второстепенную позицию, присвойте ей статус №2 и т. д.Объединитесь в группы по 4-5 человек. Выберите наиболее часто встречающиеся совпадения в ваших высказываниях.Составьте обобщенный вариант выполнения задания от группы.
8. Значение водорослей.На доске 2 графыВодоросли в моей жизниПредмет моей заботы в аквариумеИсточник питания.Обогащает атмосферу кислородом.Сырье для пищевой промышленности.Удобрения
Я в жизни водорослиИсследовательТакая же частичка природыУбийцаПотребительзащитник.Выводы в обобщающей таблице.
Значения водорослейВ природе:Важнейшие компоненты экосистем.Источник кислорода.Индикаторы загрязнения и засоления среды.Основной источник органического вещества в водоемах.Участвуют в очищении естественных и сточных вод.Участвуют в круговороте кальция и кремния, почвообразовании.
-В жизни человека:Продукты питания.Удобрения.Сырье для промышленности.
9. «Интеллектуальный олимп»Беседа по вопросам:Какое море получило название от водоросле?Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый цвета. С какой водорослью связано появление необычной окраски? Как называется наука, изучающая водоросли?Какая одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистке сточных вод?Почему водоросли называют «легкими планеты»?
III. Подведение итогов урока.Подсчет баллов. Запись в лист самоконтроля итогового количества баллов
Оценивание учащихся:Бушенев- 5Еграшкин- 4Зайцева- 5Кузнецов- 4Козлов- 5Лазарев- 4Совков С- 4Чернышова- 4Шолгина- 5