Память и её виды Подготовила учитель биологии МОУ БСОШ №7Климова Светлана Витальевна
Цель урока Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памятиЗадачи:познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминанияустановить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памятиОвладеть приёмами мнемотехники для развития памяти
Изучение нового материала Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью.Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).
Экспресс-диагностика.Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?
Вывод Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью, механизмами и средствами улучшения памяти.
Знакомься: твоя память Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время
Основные процессы памяти
Виды памяти
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения
Импринтинг «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» — К. Лоренцем
РЕКОРДЫ ПАМЯТИ
Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям Давай больше кислорода крови!Хорошо высыпайся!Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Никогда не употребляй наркотики!Веди здоровый образ жизни!
Питание мозга должно быть рациональным!!!
учись запоминать! «Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре.Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
учись запоминать!«Мнемотехника» Запомни величину «пи» ( 3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре.Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О».
Трудно запомнить 7 чудес света?1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса2. Хам Артемиды в Эфесе3. Мавзолей в Галикарнасе4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне5. Статуя Зевса в Олимпе6. Колосс Родосский7. Маяк в АлександрииТогда придумайте логические связи!Вот Хеопса пирамида, Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды. И ещё четыре чудаДолго-долго помнить буду:Виден издали Маяк, Зевс в пустыне восседает,Колосс землю освещаетПо пути в Галикарнас.
Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт»Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминаниюКорова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…
УЧИСЬ ЗАПОМИНАТЬСтруктурированиеСхематизацияСоставление плана ответа
Не учи до умопомрачения на ночь !!!
Правила запоминания 1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете.3. Старайтесь понять материал.4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал.5. Повторение, но осмысленное.6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.
Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти» Цель: определить объём кратковременной памяти.В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядкеСлова:Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.
Оценка полученных результатов Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл.6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом.7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться.13 – 17 баллов – объём памяти хороший18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волейСвыше 22 баллов – ваша память феноменальна
чтобы память не подводила Старайся не переутомлятьсяБольше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке
Чтобы память не подводила Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестериномМеньше ешь солёного
будь строителем своей памяти!Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная
чтобы память не подводила Старайся не получать травм головыДля этого не участвуй в драках!
ТЫ МОЖЕШЬ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!!ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!!
Закрепление. Фронтальная беседа:2. Какие существуют виды памяти?3. Какие основные правила для запоминания?4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим?5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?
Решение биологических задач 1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан?2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему?3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?
Вывод Резервы памяти безграничныТот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатовКомбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее
Домашнее задание. Стр 180 – 182, выучить записи в тетради. Выполнить задание на стр 212
Итоговая диагностика