Зоология – наука о животных 7 класс. 1 урок Prezentacii.com
Зоология – наука о животных В предшествующем курсе биологии вы познакомились с представителями трех царств: Бактерии, Грибы, Растения. Теперь вы приступаете к изучению нового царства живых организмов – Животные.
Зоология – наука о животных Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – "животное", логос – "учение").
Зоология – наука о животных Современная зоология – система наук о животных. Среди них морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов, цитология – их клеточное строение
Зоология – наука о животных Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов, систематика – классификацию животных
Зоология – наука о животных Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.
Зоология – наука о животных В школьный курс зоологии включены основы и других наук: генетики, объясняющей закономерности наследственности, зоогеографии – распространение животных, этологии – их поведение
Зоология – наука о животных Зоология изучает различные группы животных, в том числе насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; особый мир животных представляют простейшие.
Сходство и различия животных и растений Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности: 1) клеточное строение, 2) способность к питанию, 3) дыханию, 3)выделению, 4)обмен веществ между организмом и окружающей средой, 5)размножение, рост, развитие.
Сходство и различия животных и растений 6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. 7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. 8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.
Животные отличаются от растений По следующим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.
Многообразие животных В настоящее время на Земле существует около 2 млн видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.
Многообразие животных Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.
Многообразие животных Современных птиц (см. также § 49) насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, еще меньше млекопитающих (см. также § 51) – около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.
Многообразие животных Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.
Многообразие животных Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т (рис. 3).
Значение животных. Дикие и домашние животные Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений (рис. 4). Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.
Значение животных. Дикие и домашние животные Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния
отрицательная роль животных в природных сообществах Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.
отрицательная роль животных в природных сообществах Стаи азиатской перелетной саранчи (рис. 5) полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека
промысловые животные Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.
Роль животных Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу
Роль животных Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке (рис. 6).
Памятники собаке Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах. На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям. Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти.
В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства".
Роль животных Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.
Животноводство Животноводство, включающее содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, кур, уток, стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами.
Животноводство Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.
Животноводство Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.
Вывод Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение:Зоология, морфология, анатомия, цитология,физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.
Вопросы. 1. Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав. 2. Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.
Вопросы. 3. Используя рисунок 1, составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных. 4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений? 5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и известные вам способы борьбы с ними.