Урок –путешествие на тему: «Лишайники» учитель биологии Христова Л.С.
Цели урока: Познакомить учащихся со строением, питанием и размножением лишайников, как симбиотических организмов; их экологическим и практическим значением. Продолжить формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом. Продолжить развивать представления учащихся о многообразии живых организмов на Земле. Продолжить развитие речевых и мыслительных навыков учащихся.
План урока Организационный момент. Актуализация знаний учащихся. Восприятие и первичное осмысление нового материала. Обобщение и систематизация новых знаний. Подведение итогов урока, выставление оценок. Домашнее задание.
Вопросы на повторение: Какие живые организмы называют автотрофными?
Что такое симбиоз? Два организма взаимно полезны, Связаны вместе просто железно. Жить в одиночку? – огромный вопрос. Такое сожительство есть … симбиоз
«Растение – сфинкс» ? Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920)
Лишайники – «изумительная выдумка природы» Почему лишайники сравнивают со сфинксами?
Наука, изучающая лишайники, называется ЛИХЕНОЛОГИЯ (1803 г) Станция «Историческая»
Станция «Биологическая» Станция «Биологическая»
Лишайники- это симбиотические организмы, состоящие из автотрофных водорослей и гетеротрофных гифов гриба
Размножение лишайников Как целостный организм, лишайник размножается вегета-тивно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образова-ниями - соредиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей
Накипные лишайники Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить.
Листоватые лишайники Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
Кустистые лишайники Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.
Станция «Географическая» Лишайники есть везде! К. А. Тимирязев писал: «Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»
Станция «Экологическая» Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха
Ребус
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К. А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»? Выводы урока:
Спасибо за внимание!
Использованная литература и источники А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии 6класс» Т.Е. Буяло, Т.М. Васюта «Уроки биологии 7 класс» В.В. Пасечник «Учебник биологии 6 класс». http://office.microsoft.com/ru-ru/ctndirectdownload.aspx?AssetID=TC010362654&Application=PP&Version=11&Result=2# шаблон презентации http://karshi.gooboards.com/t69-topic гриб фото http://fotki.yandex.ru/users/osem07/view/306940/?page=0 ксантория фото http://biolicey2vrn.ucoz.ru/index/lishajniki/0-26 строен лишайника фото http://www.vvv.ru/engphotos/picture.php3?id=13744,page=2 лишайник Http://tourism.uni-dubna.ru/pohod/khibiny/foto2/page_09.htm лишайник http://mycologie.catalogne.free.fr/lichens.htm лишайник http://images.yandex.ru/yandsearch?p=65&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5313%2F106396386.61%2F0_813a4_a7fc8b68_XL&rpt=simage лишайник http://images.yandex.ru/yandsearch?p=19&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0%B8%D1%88%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F4417%2F106396386.5d%2F0_7e775_172b84b6_XL&rpt=simage лишайник