КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ.СЕМЕЙСТВО ПАСЛЁНОВЫЕ. БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.Выполнила учитель биологии МОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Уйского района Челябинской области Крупина Т.Н.
Интегрирующая цель: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению. Задачи: УЭ-1 - определить исходный уровень знаний по теме: « Семейство Розоцветные». УЭ-2 - получить представление об отличительных признаках растений семейства Паслёновых. УЭ-3 - отработать умения по распознаванию отличительных признаков растений семейства Паслёновых. УЭ-4 – определить уровень усвоения знаний, умений и навыков по теме «Семейство Паслёновые».УЭ-5 - скорректировать знания по теме.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный.Технологии обучения: модульная технология, технология личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-информационная технология обучения.Ожидаемые результаты и степень их достижения: научить каждого ученика самостоятельно добывать знания и уметь применять их на практике по определению растений изученных семейств, в силу многократного повторения довести сформированные навыки до автоматизма, развитие речи через подготовку сообщений, развитие коммуникативных свойств личности в результате работы в парах, индивидуальных способностей и интересов, умения анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку, получать информацию с помощью ЦОР. Способы контроля конечного результата урока (КРУ): тесты разного вида, лабораторная работа, задания: «Кто лишний?», «Открой картинку». Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль компьютера, учителя.
Место занятия в учебном процессе: 5 урок в теме «Классификация растений».Вид занятия: урок – модуль с применением ЦОР.Презентация разработана самостоятельно как сопровождение модуля для проведения занятия.Методические рекомендации:При выполнении задания «Открой картинку», необходимо работать в режиме слайдов с использованием клавиши «Delеte».Ответы и критерии оценивания на задания и тест в УЭ-1 присутствуют на слайдах данной презентации.Тест в УЭ-4 составлен с помощью гиперссылок с добавлением звука и смены окраски акцента гиперссылки.
Оборудование:Компьютер, мультимедийный проектор, экран.СД-диски: «Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004 г.»; «Биология. Лабораторный практикум 6-11 класс. Республиканский мультимедиацентр, 2004 г.» П; «Открытая биология (Д.И. Мамонтов)».Видеоиллюстрации «Биология. Систематика растений. Часть 4. Семейство Паслёновых». Современный гуманитарный университет, 2005г.Гербарии паслёновых растений с определительными карточками.Таблица «Паслён чёрный».Литература:Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2002г.Гуленкова М.А, Дмитриева Т.А. Дидактические материалы по биологии: 6 кл.: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 2003г.
УЭ-1: ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГОЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ:"РОЗОЦВЕТНЫЕ"
ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА: У растений семейства розоцветных цветок имеет…………………околоцветник, чашечка состоит из……свободных чашелистиков, венчик состоит из……свободных лепестков, тычинок……,пестиков……или….. .
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: У растений семейства розоцветных цветок имеет двойной околоцветник, чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков, венчик состоит из 5 свободных лепестков, тычинок много, пестиков 1 или много.Критерии оценки:6 правильных ответов – 5,4 правильных ответа – 3 правильных ответа – Меньше 3 прав. ответов -
УКАЖИТЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ РОЗОЦВЕТНЫХ:1. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок.2. Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.В цветке пестиков много или 1.Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.В цветке много тычинок.Венчик цветка раздельнолепестной, состоит из 5 лепестков одинаковой формы.Чашечка цветка состоит из 5 свободных чашелистиков.Критерии оценивания: 4 правильных ответа – 5; 3 правильных ответа – 4; 2 правильных ответа – 3; меньше 2 – 2.
УЭ-2: К КАКОМУ КЛАССУ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХОТНОСИТСЯ СЕМЕЙСТВО ПАСЛЁНОВЫХ?НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ ЭТОГО КЛАССА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ НА СЛАЙДЕ.
ПРИЗНАКИ КЛАССОВ ОДНОДОЛЬНЫХИ ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ:
КАКАЯ ИЗ ДИАГРАММ ЦВЕТКАХАРАКТЕРИЗУЕТ ЦВЕТОК ПАСЛЁНОВЫХ?
УЭ-4: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.ТЕСТ "ПАСЛЁНОВЫЕ"
1. К СЕМЕЙСТВУ ПАСЛЁНОВЫХ ОТНОСЯТ: 1. КАРТОФЕЛЬ, ТАБАК, ДОННИК.2. ТОМАТЫ, БАКЛАЖАН, ПЕРЕЦ.3. БЕЛЕНА, ДУРМАН, ХРЕН.4. ГОРОХ, КАРТОФЕЛЬ, КАПУСТА.
2. ВИДОИЗМЕНЁННЫЕ ПОБЕГИ – СТОЛОНЫ И КЛУБНИ СВОЙСТВЕННЫ: 1. СЛАДКО-ЧЁРНОМУ ПАСЛЁНУ.2. ЧЁРНОМУ ПАСЛЁНУ3. КАРТОФЕЛЮ4. БАКЛАЖАНАМ
3. В РОССИЮ КАРТОФЕЛЬ ЗАВЕЗЛИ В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ:1. ИВАНА ГРОЗНОГО2. ЕКАТЕРИНЫ II3. ПЕТРА I4. ПАВЛА I.
4. К ЯДОВИТЫМ РАСТЕНИЯМ СЕМЕЙСТВА ПАСЛЁНОВЫХ ОТНОСЯТ:1. БЕЛЕНА ЧЁРНАЯ, ДУРМАН ОБЫКНОВЕННЫЙ.2. ПЕТУНИЯ ГИБРИДНАЯ, ТАБАК ДУШИСТЫЙ.3. ТОМАТЫ, ПЕРЕЦ СЛАДКИЙ.4. БЕЛЕНА ЧЁРНАЯ, ПЕРЕЦ.
5. У ПЕТУНИИ И ТАБАКА ДУШИСТОГО ПЛОД:1. ЯГОДА.2. КОРОБОЧКА.3. КОСТЯНКА.4. СТРУЧОК.
6. РАСТЕНИЕ, НАЗВАННОЕ В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ «ЗОЛОТЫМ ЯБЛОКОМ», - ЭТО:1. БАКЛАЖАН.2. ТОМАТ.3. ПЕРЕЦ.4. ФИЗАЛИС.
7. К ЛЕКАРСТВЕННЫМ ПАСЛЁНОВЫМ ОТНОСЯТ:1. БЕЛАДОННУ(КРАСАВКУ) И БЕЛЕНУ ЧЁРНУЮ.2. ПАСЛЁН И БАКЛАЖАН.3. ПЕТУНИЮ И ТАБАК ДУШИСТЫЙ.4. ДУРМАН ОБЫКНОВЕННЫЙ И ПЕРЕЦ.
УЭ-5: коррекция знаний по теме.ОТКРОЙ КАРТИНКУ:распределяя указанныерастения по трём группам:пищевые, декоративные,лекарственные.
КТО ЛИШНИЙ?
КТО ЛИШНИЙ?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА: Прочитайте цель урока(УЭ-0).Достигли ли вы цель урока?Чему вы научились сегодня на уроке?Как вы учились?Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?Что вам понравилось, и что не понравилось на уроке? Почему?
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ПО КРИТЕРИЯМ: Если вы набрали 26-34 и более бал-лов – оценка «5»-молодец!20-25 баллов – оценка «4».14-19 баллов – оценка «3».Менее 14 баллов – оценка «2»,но не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность исправить положение.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Если оценка за урок «5» - составь благодарственное письмо любому насекомому от имени паслёнового растения.Если оценка за урок «4» - придумай рекламу паслёновому растению или составь кроссворд.Если оценка за урок «3» и менее, то, к сожалению, вы плохо усвоили тему, поэтому повторите §49 и ответьте на вопросы после §.
МОЛОДЦЫ!СПАСИБО ЗА УРОК!