Тема урока: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ. Основные генетические понятия.
Задачи: Познакомить с истоками генетики, историей возникновения генетики как гибридологической науки, с основными генетическими понятиями и терминами и местом каждого из них в учебной теме.Углубить знания о материальных носи-телях наследственности.Формировать убеждённость в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.Познакомить с логикой научного открытия.
ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение) -наука о наследственности и изменчивости организмов
ГЕНЕТИКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884) австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности1865 г. «Опыты над растительными гибридами»создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.высказал идею существования наследственных задатков (потом стали называть их называть генами)
1900 год – рождение генетики Гуго Де Фриз (1848 – 1935) - голландский ученыйЭрих Чермак – Зейзенегг (1871 -1962) – австрийский ученыйКарл Эрих Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя
В 1906 году Уильям Бэтсон (1861 – 1926) – английский ученый, предложил термин «генетика» для обозначения новой наукиВ 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857 – 1927) предложил термин «ген» в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»
Томас Хант Морган (1866 – 1945) 1933 г., Нобелевскаяпремия по физиологии и медицине за экспери-ментальное обоснование хромосомной теориинаследственности «…гены расположены в хромосомах в линейном порядке и образуют группу сцепления…»
Н.И.Вавилов(1887 – 1943) – российский гене-тик, растениевод, географ, организатор и первый директор (до 1940г.) Института генетики АН СССР. 1922 г. – «закон гомологических рядов» - о гене-тической близости родственных групп растений1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений»
История генетики в датах 1935г - экспериментальное определение размеров гена1953 – структурная модель ДНК1961 – расшифровка генетического кода1962 – первое клонирование лягушки1969 – химическим путем синтезирован первый ген1972 – рождение генной инженерии1977 – расшифрован геном бактериофага Х 174, секвенирован первый ген человека1980 – получена первая трансгенная мышь1988 – создан проект «Геном человека»1995 – становление геномики как раздела генетики, секвенирован геном бактерии1997 – клонировали овцу Долли1999 – клонировали мышь и корову2000 год – геном человека прочитан!
Значение генетики в современном мире: а) для решения проблем медицины; б) в сельском хозяйстве; в) в микробиологической промышленности и биотехнологии.
Основные генетические понятия Фенотип – совокупность всех призна-ков организма (является результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды).Генотип – совокупность всех генов особи.Ген – участок молекулы ДНК (или участок хромосомы), содержащий информацию о белке.Аллельные гены – это гены, распола-гающиеся в гомологичных хромосомах.Локус – место расположения гена в хромосомах.
Основные генетические понятия Гомозиготы – это организмы, кото-рые при скрещивании не дают рас-щепления признаков в следующем поколении (образуют один сорт гамет (АА или аа); имеют одинако-вые гены).Гетерозиготы - это организмы, кото-рые при скрещивании дают расщеп-ления признаков в следующем поко-лении (образуют два сорта гамет (Аа), имеют разные аллельные гены).
Основные генетические понятия Доминантный ген – это преобладаю-щий Аа, АА (аллель, который обеспе-чивает проявление признака, как в гомозиготном, так и в гетерозигот-ном состоянии).Рецессивный ген - подавляемый аа (это аллель, который обеспечивает проявление признака только в гомози-готном состоянии).Гибридологический метод – метод основанный на скрещивании организ-мов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. (Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещивание…).
Сравнение классических и современных идей о природе гена
Для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем: Родительские особи обозначаются буквой Р от слова (parents) – родители.Потомство, или гибриды, обозначаются буквой F от слова (Filli) – потомство, дети.В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например, F1 – гибриды первого поколе-ния). Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса).Женская особь ♀ (Зеркало Венеры).Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (для обозначения брака). Большой буквой обозначается доминантный аллель (А)Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)
Решение задач по генетике (пример) Дано:Ген Признак Решение:А - жёлтый цвет Р: ♀ АА х ♂ ааа - зелёный цвет жёл зелР - АА х аа Гаметы: А а_____________________ F1: Аа : Аа : Аа : Аа Фенотипы и генотипы F1 - ? все жёлтые (100%)F2 - ? Р: ♀ Аа х ♂ Аа жёл жёл Гаметы: А и а А и а F2: АА Аа Аа аа ж ж ж з 75% жёлтые, 25% зелёные 3 : 1 Мейоз, в каждую гамету (n) попадает только один ген из пары.
Закрепление. Решение задач У томатов ген, обуславливающий красный цвет плодов, доминирует над геном жёлтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у рас-тений от скрещивания гетерозиготных красно-плодных растений с желтоплодными?2. При скрещивании серых кур с белыми всё по-томство оказалось серым. При скрещивании F1 с белыми получено 185 особей, из которых было 91 белых и 94 серых. Каковы генотипы исходных форм и их потомков в обоих скрещиваниях?
3. Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос). Муж и жена имеют волнис-тые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье?4. Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой жен-щине, отец которой имел карие, а мать голу-бые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубогла-зого ребёнка у этой супружеской пары?
Вывод: таким образом, генетика- это наука о закономер-ностях наследственности и изменчивости - двух противо-положных и вместе с тем неразрывно связанных между собой процессов, свойственных всему живому на Земле. Прочитайте задачи урока, записанные на доске. Сформулируйте выводы, дополнив предложения:Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что ____________ .Изучая генетику, я хочу _____________ .На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________ .
Домашнее задание: Разноуровневые задания:Изучить с. 253-255, конспект темы. составить тест или кроссворд с гене-тическими терминами.создание презентации по теме: «Исто-рия развития генетики» или «Генетика – наука о закономерностях наследствен-ности и изменчивости». Творческое задание для всего класса. В СМИ найдите статьи, доказывающие важность генетических знаний для современного общества (о значении генетики в наше время).