Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ - компетентности» по программе «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника».
Заремба Татьяна Николаевна Учитель биологииМОУ Иткульской средней общеобразовательной школы
8 класс «БИОЛОГИЯ.Человек» Тема: ИММУНИТЕТ
ЦЕЛИ: Углубление знаний учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия.Формирование умений: самостоятельно работать с текстом учебника, дополнительной литературой; извлекать из нее нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
ЗАДАЧИ: Образовательная: раскрыть материал о защитных свойствах организма, сформировать понятия – инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки и т.д.Развивающая: формировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать систематизировать материал.Воспитательная: воспитывать стремление к знаниям, формировать видение мира на основе единства законов биологии, привить интерес к уроку при использовании ИКТ технологий.
Оборудование: Таблица «Кровь», портреты И.И.Мечникова, Л. Пастера.Компьютер, учебные электронные издания: Биология 6-11 классы - физиология человека
Ход урока: I.Организационный момент.II.Проверка домашнего задания.Задание 85 в рабочей тетрадиЗадание 87 в рабочей тетрадиЗадание 88 в рабочей тетрадиЗадание 89 в рабочей тетради.
. III.Изучение нового материала Отрывок из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы». Ныне церковь опустела;Школа глухо заперта;Нива праздно перезрела;Роща темная пуста;И селенье, как жилищеПогорелое , стоит,-Тихо все. (Одно кладбище)Не пустеет, не молчит.Поминутно мертвых носят, И стенания живыхБоязливо Бога просятУспокоить души их!Поминутно, места надо,И могилы меж собой,Как испуганное стадо,Жмутся тесной чередой.
Из истории Чума известна с глубокой древности. В VI веке Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100млн человек. В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: «Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было увидеть только могильщиков».В VI веке от чумы в Европе погибла ¼ часть населения – 10млн человек.Чуму называли черной смертью.
Из истории Не менее опасна была оспа.В ХVШ веке в западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс. человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось «Знаков оспы не имеет».В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926 год.
Вопрос? Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних людей и проходили без особых последствий для других?
Сообщение учащегося на тему «Защитные свойства крови»: На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково?Заражение и заболевание – разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает.Заражение переходит в заболевание в том случае ,если организм ослаблен (снижен иммунитет от недоедания, переутомления, нервного потрясения и т.д.)Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь – он угнетает иммунитет.
Вопросы : Что такое иммунитет?Какие виды иммунитета существуют?
Схема «Виды иммунитета»
Иммунитет – способ защиты организма от болезнетворных микроорганизмов за счет выработки антител.
Луи Пастер первый разработал метод вакцинации Доказал, что инфекционные заболевания вызывают микроорганизмы, которые можно культивировать и изучать. А также доказал, что можно предотвратить инфекции, вводя в организм ослабленные микроорганизмы
Искусственный иммунитет Особое вещество - сыворотка, вводится для выработки искусственного иммунитета.
Фагоцитоз Фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания чужеродных тел.
Болезнь века В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита).Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.
Профилактика Профилактикой СПИДа является соблюдение следующих правил:Исключение случайных половых связей;Использование для инъекций одноразовых шприцов.
Болезнь века Другим недугом века являются аллергические реакции на различные факторы внешней среды, т.е. аллергия – повышенная реакция организма на определенные факторы внешней среды. При этом у человека наблюдаются:чихание;слезотечение;отечность.
Цели профилактики: В случае предрасположенности к аллергическим реакциям следует в целях профилактики соблюдать следующие правила:Режим питания;Своевременное обследование и лечение заболевания;Отказ от самолечения.
Закрепление знаний 1.Выполнить задания в рубрике «Какие утверждения верны?»на с. 124 учебника.2.Выполнить задания 1-4 в рубрике «Выберите правильный ответ» на с.125 учебника.3. Выполнение задания 9 в рубрике «Проверьте свои знания» на с.124 учебника.
Задание на дом Изучить текст учебника на с. 122;выполнить в рабочей тетради задания 94-96.По желанию приготовить сообщение «Из истории переливания крови».
Используемая литература .Биология .Человеки 8 класс, автор Н.И.Сонин, М.Р. СапинМаш Р.Д. Биология. Человек. Методика для учителя.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя.