Актуальность темы. Исследование функциональной асимметрии головного мозга человека представляет собой важную общенаучную проблему, которая разрабатывается в настоящее время невропатологами, физиологами, генетиками, нейропсихологами и т.д. Цель исследования заключалась в обосновании положения о том, что деятельность учащихся связана с таким фенотипическим признаком, как доминирование левого или правого полушария головного мозга. Объект исследования: учащиеся 9 «А» класса. Предмет исследования: степень развитости функциональной асимметрии головного мозга у учащихся класса.
При изучении вопроса о происхождении левшества выделились три основных направления: «генетическое» (у правшей сильвиева борозда справа расположена выше левой, в то время, как у 71% левшей правая и левая борозды примерно симметричны. У правшей отмечается больший диаметр внутренней сонной артерии слева и выше давление в ней, чем в правой, а у левшей - обратная картина). «культурное» (правшество - левшество как следствие социального воспитания, опыта, условий жизни). «патологическое» (любое проявление леворукости есть следствие родовой травмы).
Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладания активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.
Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Абсолютные правши – 42 % Абсолютные левши - 8 – 10 % Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причем более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством.
В 2010-2011 учебном году было проведено тестирование, в котором приняли участие 16 человек и составлена карта психофизиологии 9 «А» класса. Учащимся предлагались тесты на определение ведущего полушария, определение типа мышления, определение типа личности. Результаты тестирования представлены в диаграмме:
1. Тренировка межполушарного взаимодействия. подобрать к цвету подходящее слово, к слову – подобрать цвет; Физические упражнения: письмо двумя руками одновременно по воздуху синхронное, зеркальное. 2. Методика работы с текстом по литературе Обратить внимание на автора, название произведения. Прочитать текст. По ходу чтения записать возникшие ассоциации в виде набора слов (правополушарное, образное мышление). После прочтения – сформулировать свое общее впечатление от текста. В чем заключается смысл жизни персонажей (двуполушарное). Мое место в сюжете – выбрать или придумать персонаж, кем хотел бы быть. Описать свои чувства (правополушарное), стремления, действия, смысл поступков.
3. Предлагайте ученику переформулировать трудный вопрос, чтобы облегчить решение задачи Умение переформулировать вопрос сыграло огромную роль в истории человека. Если первобытного человека заботил вопрос: «Как добраться к воде?», тот же вопрос, но переформулированный: «Как сделать, чтобы вода пришла к нам?» привел к переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Другой пример. Вопрос: «Как напиться лисе из кувшина с узким горлом, если воды там на донышке (то есть как лисе дотянуться до воды)?». Переформулированный вопрос: «Как поднять уровень воды?». Ответ – набросать в кувшин камушки. 4. Методика работы с текстом по истории Социально-историческая ситуация перед историческим событием. Выбор роли, в которой хотели бы участвовать в историческом событии. Какие чувства и эмоции испытываете? Какие действия предпринимаете? Что надо было делать населению, его группам, чтобы исторические события развивались в прогрессивном направлении?
“Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...” И. П. Павлов
Нет главного и второстепенного, «большого» и «малого» полушарий. Правое полушарие-база образного мышления - охватывает мир явлений во всем его богатстве и разнообразии. Левое полушарие - база абстрактного мышления - ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.
Список литературы 1. Л.Д.Столяренко «Основы психологии»: Учебное пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997г. 2. Р.С. Немов «Психология»: Учебное пособие, Москва, «Пладос», ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001г. 3. Е.Н. Дзятковская «Развивающие упражнения», Иркутск, 2002г. 4. Н.И. Данилова «Психофизиология»: Учебник для ВУЗов, Москва, «Аспект-Пресс», 1998г.