Интернет консультация по биологии в формате ЕГЭ зав.каф. анатомии, физиологии и гигиены к.б.н., доцент Кирилина В.М.
ВВОДИТСЯ В ШТАТНЫЙ РЕЖИМ И СТАНОВИТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» В ЧАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Особенности проведения ЕГЭ в 2010 г
Задачи ЕГЭ ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ, ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ И ОДИНАКОВЫЙ ВЕС ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ О ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕЙ СТРАНЫ. СОЗДАНИЕ РАВНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗЫ ДЛЯ ВСЕХ ШКОЛЬНИКОВ НЕЗАВИСИМО ОТ МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Проблемы ЕГЭ 2008 г
По итогам 2009 года биологию сдавали 961 выпускник
Положительно сдавших ЕГЭ по биологии составило
Максимальный балл в РК составил
Документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ кодификатор – перечень проверяемых знаний и умений; спецификация– описание экзаменационной работы 2010 года; демонстрационная версия – эталон экзаменационной работы; инструкции для учащихся; эталоны ответов на задания типа А, В и С; критерии оценивания заданий и рекомендации по проверке заданий со свободным развернутым ответом (тип С). Сайт WWW.fipi.ru
ПЕРЕХОД ОТ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА К ВНЕШНЕЙ. РАЗДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ФУНКЦИИ ПРОВЕРКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ. АНОНИМНОСТЬ ПРОВЕРКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ. ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ. ЕГЭ обеспечивает
Требование стандарта: Знать, понимать признаки и особенности строения биологических систем. Основные положения биологических теорий, закономерностей. Объяснять сущность и особенности биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений. Анализировать и оценивать.
3 ЧАСА (180 МИН), ВКЛЮЧАЕТ 50 ЗАДАНИЙ: ЧАСТЬ А 36 ЗАДАНИЙ (ИЗ НИХ 26-БАЗОВОГО УРОВНЯ И 10 ПОВЫШЕННОГО) ЧАСТЬ В 8 ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ ЧАСТЬ С 6 ЗАДАНИЙ ( 1-ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ И 5- ВЫСОКОГО) Структура работы по биологии:
ПЕРВИЧНАЯ (ПЯТИБАЛЛЬНАЯ) – БАЛЛЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ (50 ЗАДАНИЙ – 69 БАЛЛОВ). 100-БАЛЛЬНАЯ – ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПУТЕМ ПЕРЕСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ЕДИНОЙ ШКАЛЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ. Системы (шкалы) оценивания результатов ЕГЭ
№ Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу Тип заданий 1 Часть 1(А) 36 36 52% С выбором ответа 2 Часть 2(В) 8 16 23% С кратким ответом 3 Часть 3(С) 6 17 25% С развернутым ответом 4 ИТОГО 50 69 100%
Задания с выбором ответа достоинства Проверка широкого спектра знаний Проверка понимания на уровне узнавания, выбора Большая степень объективности и точности Машинная обработка результатов Иногда вопрос может содержать подсказку недостатки Выбор ответа наугад Невнимательность при выполнении заданий. Техническая ошибка при заполнении КИМа
ВИДЫ ЗАДАНИЙ: ЗАДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕЗАКОНЧЕННОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ, А ОТВЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ОКОНЧАНИЕМ. ЗАДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВОПРОС ЗАДАНИЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ НЕСЛОЖНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ. ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ С ТЕКСТОМ И РИСУНКОМ Задания с выбором ответа
Задание Части А : Необходимо внимательно прочитать и выбрать один правильный ответ из предлагаемых вариантов. Вопрос: Какая система органов дождевого червя выделена на рисунке тёмным цветом? Ответы: 1) нервная 2) кровеносная 3) выделительная 4) пищеварительная
Вопрос: Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке вопроси- тельным знаком? Ответы: 1) грудь 2) хвост 3) брюшко 4) плавники
Вопрос: Какой орган тела речного рака обозначен на рисунке вопросительным знаком? Ответы: 1) печень 2) глотка 3) жабры 4) сердце ?
Вопрос: Какой буквой на рисунке обозначена зона коры головного мозга человека, в которой расположен центр слуха? Ответы: 1) а 2) б аааа 3) в 4) г а б в г
Вопрос: На каком рисунке изображена молекула вещества, образующегося при фотосинтезе? Ответы: 1) 2) 3) 4) H I C = O I H – C – O H I H О – C – H I H – C – O H I H – C – O H I C H 2O H
Вопрос: Определите, какая нуклеиновая кислота изображена на рисунке. Ответы: 1) иРНК 2) тРНК 3) ДНК 4) рРНК
Вопрос: Какой буквой на рисунке обозначены рецепторы? Ответы: 1) а 2) б 3)в 4) г а б в г
Вопрос: Изображённый на рисунке организм размножается Ответы: (эвглена зеленая) 1) делением 2) с помощью гамет 3) почкованием 4) спорами
Вопрос: К какому типу относят животное, изображённое на рисунке? Ответы: 1) моллюски 2) кишечнополостные 3) хордовые 4) кольчатые черви
Вопрос: К какому уровню организации живого следует отнести совокупность всех экосистем планеты? Ответы: 1) видовому 2) биосферному 3) популяционному 4) организменному
Вопрос: Растительную клетку относят к группе эукариотных клеток, так как она имеет Ответы: 1) ядерное вещество 2) плазматическую мембрану 3) оболочку 4) оформленное ядро
Вопрос: Основная функция хлоропластов – Ответы: 1) участие в образовании ферментов 2) использование световой энергии для синтеза органических веществ 3) расщепление органических веществ до неорганических 4) синтез белка в процессе транскрипции
Вопрос: Синтез органических веществ из воды и углекислого газа за счёт энергии света происходит в организме Ответы: 1) гетеротрофов 2) сапротрофов 3) фототрофов 4) хемотрофов
Вопрос: Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом в клетках от поколения к поколению Ответы: Сомат. Кл.(2n) Мейоз гаметы (n) оплодотворение зигота (2n) 1) уменьшается 2) сохраняется постоянным 3) закономерно изменяется 4) увеличивается
Вопрос: Генотип организма, гомозиготного по двум парам рецессивных аллелей, – Ответы: ааbb, образует один тип гамет (аb), рецессивная аллель обозначается прописной буквой. 1) AaBB 2) AaBb 3) aabb 4) AABb
Вопрос: Определите процентное соотношение генотипов у гибридов F1 при скрещивании серого кролика (Аа) с белым (аа). Ответы: Гетерозигота, гомозигота и сколько типов гамет дают. Проводим скрещивание. Р Аа х аа гаметы А,а а F1 Аа : аа 1 : 1 50% : 50% 1) 25% Аа : 75% аа 2) 25% аа : 75% Аа 3) 50% Аа : 50% аа 4) 25% АА : 50% Аа : 25% аа
Вопрос: Какой способ размножения увеличивает генотипическую изменчивость? Ответы: Биологическую значимость размножения. 1) почкование 2) вегетативное 3) бесполое 4) половое
Вопрос: Наиболее крупная систематическая категория – это Ответы: 1) царство 2) отдел 3) класс 4) тип
Вопрос: Споры у мхов и папоротников, в отличие от спор бактерий, выполняют функцию Ответы: Споры бактерий – сохраняют жизнедеятельность при неблагоприятных условиях. 1) размножения организмов 2) переживания неблагоприятных условий 3) образования женских гамет 4) образования мужских гамет
Вопрос: Птиц от перегревания во время полёта предохраняют Ответы: 1) сердце и аорта 2) лёгкие и трахея 3) воздушные мешки 4) грудные мышцы
Вопрос: В организме человека соляная кислота входит в состав Ответы: 1) желудочного сока 2) слюны 3) сока поджелудочной железы 4) желчи печени
Вопрос: В скелете человека с помощью сустава соединяются Ответы: Непрерывное и прерывное соединение костное хрящевое соединительное суставы 1) кости таза 2) теменная кость с затылочной 3) грудные позвонки с поясничными 4) бедренная кость с тазовыми
Вопрос: Жёлтая окраска брюшка большой синицы, отличающая её от других видов этого же семейства, – это критерий вида Ответы: генетический кол. хром. 1) морфологический 2) биохимический 3) генетический 4) физиологический
Вопрос: Одной и той же аминокислоте соответствует антикодон ГУА на транспортной РНК и триплет в гене ДНК – Ответы: т РНК Г У А и РНК Ц А У ДНК Г Т А 1) ГУА 2) ГТА 3) ЦУТ 4) ЦТА
Вопрос: Оптическая система глаза образована Ответы: 1) веками 2) стекловидным телом 3) радужной оболочкой 4) роговицей 5) сетчаткой 6) хрусталиком
Рекомендуемая литература. -Медников Б.М. Формы и уровни жизни - М.: Просвещение. 1994. -Полянский Ю.И. Общая биология 10-11 кл. / Ю.И. Полянский, А. Д. Браун и др. – М.: Просвещение, 1990. -Рувинский А.О. Общая биология 10-11 кл. / А.О. Рувинский, Л.В. Высоцкая и др. – М.: Просвещение, 1993. -Справочник школьника 5-11 кл. Биология / под ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-Пресс, 2004. -Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по биологии. Под ред. ФИПИ