Организация обучения биологии на основе вариативности УМК. Из опыта работы учителя биологии МОУ Маслянинской средней общеобразовательной школы №1 Новосибирской области Буханистова Александра Александровича. 900igr.net
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета « »____________2008г. Директор школы______ Рабочая программа Предмет: Биология Класс: 6 г Название программы: Концентрическая программа Н.И.Сонина, опубликованная в сборнике программ для общеобразовательных учреждений; биология 5-11 классы; автор составитель И.Б.Морзунова; издательство «Дрофа». 2008 год. Общее количество часов: 70 Количество часов в неделю: 2 Количество лабораторных работ: 16 Учебник: Н.И.Сонин, 6 класс. Биология. Живой организм. «Дрофа» 2006г. Рабочую программу на 2008\2009 учебный год составил учитель биологии высшей квалификационной категории Буханистов Александр Александрович.
Мы должны сами изменить подход к изучению биологии.
Научить учиться Понимать окружающий мир
Учебно-методический комплект Биология 10 – 11 класс. Базовый уровень. Авторы: А.П.Пуговкин. Н.А. Пуговкина. Издательский центр «Академия». Москва. 2007год. (презентация составлена учителем биологии Буханистовым А.А. Новосибирская область)
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. 10 класс – 35 часов (1 час в неделю). 11 класс – 35 часов (1 час в неделю). Возможно изучение курса в течении одного учебного года в 10 или 11 классе при 2 часах в неделю.
В учебно-методический комплект входит: Учебник. Практикум. Программа по биологии 10-11класс Методическое пособие.
Программа А.П.Пуговкина курса биологии 10 -11 класс направлена: на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее уровневой организации, эволюции на основе включения фундаментальных аспектов учения о жизни как связующего звена между естественными и гуманитарными науками и составной части мировой культуры.
Ведущие идеи: Создание у учащихся целостной картины окружающего мира за счет межпредметных связей. Раскрытие отличительных особенностей живой природы, ее уровней развития.
Содержательные линии курса: Структурные основы жизни. Живая материя и окружающий мир.
Учебник предназначен учащимся, для которых биология не является профильной учебной дисциплиной. Учебник содержит материал, строго соответствующий программе по биологии базового уровня среднего общего образования.
Программа А.П.Пуговкина предпологает достижение следующих целей: Освоение знаний о структурных основах жизни, феномене живой материи и закономерностях ее развития, выдающихся открытиях в области биологии, методах научного познания на базе дидактического принципа межпредметности и формирование современной естественно- научной картины мира. Овладение умениями проводить наблюдения за живыми объектами и биологическими системами с целью описания и выявления их особенностей, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения выдающихся достижений биологии как социокультурного феномена, демонстрации сложности и противоречивости путей развития современных научных взглядов, целей, концепций, гипотез в ходе работы с различными источниками информации, в том числе из других предметов.
В программе предусмотрен резерв времени для использования в учебном процессе таких форм как экскурсии, семинары, лабораторные и практические работы, а также возможность применения современных педагогических технологий учителем на уроке.
ПРОГРАММА Н.И. СОНИНА. Идея системного подхода. Преемственность развития ведущих биологических законов, теорий, идей. Принцип повторяемости в каждом курсе биологических понятий. Научность и доступность.
В основе научного содержания лежит принцип эволюционного процесса. Логика изложения учебного материала. Стимуляция мыслительных процессов. Актуализация ранее приобретенных знаний. Оригинальность и новизна. Многоуровневость, возможность организации работы с личностно-ориентированным подходом.
-Выполнение гигиенических норм к учебнику. -Иллюстрации- носители информации. -Формирование у школьников единого целостного видения научной картины природы – общих закономерностей морфологии, физиологии, экологии, свойственных живым организмам. -Учитель – партнёр по процессу добычи знаний. -Отсутствие единой, жёстко заданной нормы восприятия изучаемого материала. - Существование различных точек зрения. - Идея ценности личности, создание наиболее благоприятных условий для развития и самовыражения учащихся.
Применение новых технологий в программе Н.И.Сонина. Интерактивные технологии. Технология критического мышления. Проектная технология. Технология уровневой дифференциации. Словесно-логическая технология. Проблемно-диалогическая технология. Игровые технологии. Технология сопровождения. Технология полного усвоения Блума. Любая технология содержит ведущие идеи, теории, законы, по которым идет дальнейшее развитие.
Школа не стоит на месте, изменилась функция процесса обучения, трансформировалась цель и знания стали средством в развитии ученика: следовательно должны изменяться Учебно-методические комплекты.
Содержание учебников позволяет учителю на уроке и при выполнении домашнего задания организовать разные виды учебной деятельности; Способствует формированию компонентов учебной деятельности (целеполагание, мотивация, познавательный интерес, самоконтроль); Структура, оформление и содержание учитывают возрастные особенности учащихся, помогая реализовать идею сотрудничества и организовывать дифференцированное обучение; Задания в У.М.К. на высоком уровне сложности, обилие фактического мышления; Учебники отвечают своей цели – помочь изучить биологию с удовольствием и на высоком уровне, и дают шанс учителю сделать урок радостным и запоминающимся.
Надо не только давать знания, но ещё и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами курса.
Современный урок – что это значит? Это когда ученик учится сам, учит других и учащиеся его учат! «Учитель не только это ты знаешь!!!»
Особенности отбора содержания учебного материала: Здесь важно решить три главных вопроса: Что изучать на уроках? Зачем изучать? Как изучать? Поэтому в учебной деятельности необходимо соблюдение определённых принципов отбора и построения учебного материала.
1) Отбор и построение такого содержания, которое позволяет организовать учебную деятельность учащихся, а самим учащимся реализовать себя как субъектов деятельности – тогда они смогут выполнять внутренние мотивы, исходящие из их потребностей. 2) Обязательное присутствие научных идей, теорий, концепций. 3) Формирование системного мышления, направленного не на зазубривание, а на его творческое осмысление.
Учитель –создатель условий. Учитель – дирижер – создатель обстоятельств для учащихся. Учитель не над учеником, а с учеником. Учитель никогда не говорит «нет». Помни, ученик имеет право на молчание. Сотрудничать мало, необходимо сотворчество. Работая на сильного ученика, одновременно поднимаю среднего и слабого, а сильный помогает слабому.
Умение задавать вопросы. Когда вы ведете урок, задавайте как можно чаще вопросы поскольку они: Повышают интерес и возбуждают любопытство. Фокусируют внимание на предмете дискуссии. Стимулирует активность. Переключают и направляют мысль. Помогают понять как усвоен материал. Заставляют детей применять все свои способности. Идет обмен знаниями и мыслями. Помогают ученикам быть включенными в процесс познания.
Вопросы могут быть: ОБЩИЕ – адресованные всей группе. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ – адресованные одному человеку. ЭСТАФЕТНЫЕ – не можешь ответить, переадресуй другому. ОБРАТНЫЕ – ученик-учителю.
Задавая вопросы следуй следующим правилам: Дайте достаточно времени для ответа. Реагируйте на ответ: хорошая мысль, это важно, спасибо. Поддержите говорящего взглядом. Попросите дополнить, если ответ не совсем правильный. Будьте самим собой, показывайте свою заинтересованность. Интонация и жесты играют важную роль. Не забывайте про чувство юмора.
Правила общения с детьми: Меньше учите, больше делитесь, будьте откровенны. Умейте слушать ребенка и чутко реагируйте на его настроение. Сначала понаблюдайте за детьми, потом говорите так, чтобы они почувствовали что их любят. Чем больше отдаешь своим ученикам, тем больше от них получаешь.
Фразы учителя, оказывающие положительное влияние на эффективность обучения: Слово – лечит, слово – калечит. Попробуй, тебе это покажется интересным. Ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это. Лучше тебя с этой работой никто не справиться. Ты в этом силен, потому что ты способен. Тебя приятно было слушать сегодня. Желаю удачи в написании контрольной. Я должен увидеть, как хорошо я тебя научил. Урок закончен, успехов вам!
Найти хорошего учителя нелегко, а найти хорошего ученика еще труднее. (Китайская мудрость)
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Оценивание не только цифрой. Мы оцениваем словами, интонацией, жестом, улыбкой. Главная цель оценки – стимулировать познание. Ребенку нужен успех! Ведь степень успешности определяет наше самочувствие, отношение к другим, желание работать. Сравнивай ученика только с ним самим.
Выполняя домашнее задание ты всегда имеешь право выбора: К теме сделать рисунок. Создать схему опорного конспекта. Придумать биологическую задачку по теме. Написать шпаргалку к уроку. Подобрать из дополнительной литературы пример для изучаемой теме. Составить кроссворд. Подготовить модель организма. Придумать фантастический рассказ. Составить текст. Найти или придумать эксперименты.
Вы – прекрасный учитель, запомните это, и у вас превосходные ученики. Не волнуйтесь, по полочкам все разложите, Цель урока – добро, запишите в свой план. И пятерки, пятерки, пятерки дарите, Остальные отметки не свойственны вам. Вам опять не уснуть, вам опять до рассвета То задачки решать, то дарить всем стихи. Вы – блестящий учитель, запомните это, И у ВАС бесподобные ученики! (И.Львова – учитель года Чувашии)
Творческих успехов, удачи и побед! С наилучшими пожеланиями Сан Саныч