СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : базовый уровень / под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2014) Автор: Лысенко И.П., учитель биологии СОШ № 15
Гомологичные органы (органы, имеющие сходный план строения, общее происхождение, выполняющие как сходные, так и различные функции) Рудименты (органы, утратившие в филогенезе свою функцию и оставшиеся у организма в виде недоразвитых образований) Атавизмы (появление у данной особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших) Морфологические свидетельства Аналогичные органы (органы, имеющие различное происхождение, но выполняющие одинаковые. функции)
ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ у животных у растений Гомологичные кости (показаны цветом) передних конечностей человека, собаки, птицы и кита Видоизмененные листья различных растений В основе образования – дивергенция (расхождение) признаков
АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ у животных у растений а) крыло птицы и насекомого б) роющие конечности млекопитающего (крота) и насекомого (медведки) В основе образования – конвергенция (схождение) признаков а) б) а) б) а) усики гороха (листья) и усики винограда (побег) б) колючки барбариса (листья) и колючки терна (побег)
РУДИМЕНТЫ
АТАВИЗМЫ
Какое значение имеют гомологичные и аналогичные органы в изучении процесса эволюции? Чем отличаются рудименты от атавизмов? Умникам и умницам