Политизированные неформальные субкультуры молодежи Выполнила: Мартынова Т.В. Группа 3.3 ОРМ
Политизированная НМС - это та начальная точка отсчета, та среда, из которой может начать формироваться то или иное новое радикально-политическое движение, с которого начинают и начинали путь очень многие революционеры и политические движения.
В зависимости от ситуации, эпохи, которая стоит на дворе и предрасположенности его потенциальных организаторов, он может развиваться как в направлении жесткой структуры в будущем, а также вызревать в том числе в террористическую группу, так и формироваться в умеренную общественную организацию, отходящую от политики.
Особенности политизированного НМСы 1.Как правило, политизированная НМС возникает среди студенческой молодежи 2. Политические предпочтения НМСы обычно радикальны и оппозиционны 3.Почти всегда в начале своего появления НМС возникает в форме дискуссионного кружка 4.Политизированная НМС является локальным, действующим по месту происхождения образованием
5.Политизированная НМС возникает как независимое от истеблишмента, альтруистичное образование, когда психологические мотивировки самоидентификации и самореализации у молодых людей особенно нуждаются в конкретном приложении (хотя НМС, конечно, и может возникать под влиянием действий активистов уже существующих политических групп). 6. В результате своего развития политизированная НМС может сложиться в политическую партию или движение.
В период Перестройки в конце 1980-ых годов в СССР наблюдался всплеск молодежных субкультур и рост социально-политической активности граждан вообще. Это было связано с процессами демократизации политического устройства страны и ослаблением контроля за политическим волеизъявлением граждан.
Своеобразие МС было в том, что это были группы, никак не вписывающиеся в систему малодемократичного советского государства. Они мало исследовались современными отечественными культурологами, социологами, политологами.
Особенностью политизированных НМС, является их радикализм. В большинстве случаев политизированные НМСы, ввиду свойственного молодым людям неприятия `мира взрослых`, обязательно избирают в качестве идеологии достаточно радикальные воззрения - начиная от анархизма и заканчивая ультранационализмом в самых разных формах.
Часть молодых людей занимает оппозиционную позицию, объединяясь в группы с социально-политической направленностью, самодеятельные молодежные объединения, и является формой их своеобразной конфронтации с обществом
Анархизм как политическая идеология В основу политической теории анархизма положена идея безвластия, безгосударственного устройства общества (от греч. "anarchia" - безвластие). Она возникла ещё в древности в противовес идее сильной власти, по всей видимости, одновременно с появлением государства. Идейными предтечами анархизма можно считать даосистов, софистов, киников, стоиков с их стремлением к абсолютной свободе и отрицанием (в той или иной мере) государственности.
Как идейно-политическое течение анархизм сложился в 40-70-е годы XIX в. в Западной Европе.
Идеология анархизма - это множество различных концепций ("радикальный плюрализм"), объединённых между собой общим смысловым ядром - отношением к государству.
Традиционно выделяют следующие основные направления (главные модификации) анархизма: 1. Индивидуалистический анархизм. Автор - М.Штирнер (1806-1856). В основе - идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан никакими нормами религии, права, мо-рали.
2. Мютюэлистский анархизм (прудонизм). Автор - П.Прудон (1809-1865). В основе - теория мирного преобразования общества с помощью особой системы - безденежного, эквивалентного обмена товарами между всеми членами общества, которые являются одновременно самостоятельными частными производителями, а также финансирование их деятельности при минимальной процентной ставке через "народный банк". Это позволит получить полную независимость личности от государства, которое станет ненужным и умрёт.
3. Коллективный анархизм (бакунизм). Автор - М.А.Бакунин (1814-1876). В основе - идея революционного уничтожения государства пролетариатом и построение идеального общества, основанного на "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землёй и орудиями труда. Производство и распределение в таком обществе также носит коллективный характер с учётом вклада каждого участника ассоциации
4. Коммунистический анархизм (анархо-коммунизм). Важнейший теоретик - П.А.Кропоткин (1842-1921). В основе - "биосоциологический закон взаимной помощи", который определяет стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Переход к федерации свободных коммун, базирующихся на коммунистических принципах производства и распределения продуктов, возможен только через революционное разрушение государственной власти и частной собственности.
5. Анархо-синдикализм (от фр. "синдикат" - название профсоюзов). Основной теоретик - Ж.Сорель (1847-1922). В основе - идея уничтожения капитализма посредством революционной борьбы синдикатов (профсоюзов). При этом движущей силой выступает экономическая, а не политическая организация рабочего класса. Главные формы - бойкот, саботаж, демонстрации и всеобщая экономическая стачка как высшая форма борьбы. Её победа означает переход собственности в распоряжение профсоюзов, которые организуют общественно-экономическую жизнь на социалистических принципах.
Основные проблемы современного анархизма: 1. Проблема авторитета, авторитарного руководства и основанных на нём институтов ("проблема начальника"). Для её решения предлагается: - децентрализация властно-управленческого аппарата государства; - создание структур сетевого характера, располагающих не одним, а множеством центров (аналогия с сотами в ульях пчёл).
2. Проблема государства как "ненужного зла": - государство есть "ненужное зло" и нет никаких убедительных аргу-ментов в его пользу; - сторонники государства должны доказывать необходимость его существования; - все якобы неотъемлемые функции государства (извлечение ресурсов в виде налогов, распределение, поддержание порядка и безопасности и т.д.) не оправдывают необходимость его существования; - анархия вполне успешно существует на международном уровне, где нет мирового правительства, обладающего силой авторитаризма и политическими институтами, заставляющими беспрекословно исполнять свои приказы; конечно, международный порядок оставляет желать лучшего, но государство ещё меньше заслуживает роли примера.
3. Проблема частной собственности. Для её решения анархисты предлагают: - сохранить собственность на предметы личного пользования; - постоянные предметы собственности передать в аренду; - польза рыночных отношений очевидна, но не в рамках капиталистического или социалистического государства.
4. Проблема демократии: - демократия неизбежно связана с бюрократизмом; для решения этой проблемы следует распустить центральные парламенты, взамен которых создать институт негосударственного народного контроля над организациями, заменяющими государственный аппарат; - на уровне большой политики решения проводить снизу - через референдумы, публичные дебаты, выдвижение альтернативных предложений; - право выбора из множества альтернатив принадлежит специальному органу (либо высшему лицу), который несёт всю полноту уголовной, моральной, политической ответственности за принятые решения и их последствия.
Нигилизм Нигилизм (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.
Это - одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов.
В целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы.
В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом. Нигилизм - стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания - с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых ("рыночных") ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против "шоковых" методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.
Позитивный заряд несет в себе конструктивная критика недостатков, порочных или отживших порядков, несовершенства тех или иных институтов, действующих законов, политико-правовой системы - вообще отрицательных явлений действительности.