Дидактические игры и упражнения по теме «Звуковой анализ слова»Учитель-логопед Нагорная Елена Викторовна , детский сад «Звёздочка», г Ершов, Саратовская область
Гласные звукиа о у ы и э При произнесении гласных нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Воздух проходит свободно, не встречая преград.
Гласные ударные и безударные. Произношение гласных зависит от места ударения в слове. Ударение – выделение голосом одного из гласных звуков в слове: более длительное и отчётливое произношение.
Игра «Назови ударный звук» Цель: развитие фонематического слуха, умения определять ударный гласный.
о ы а э о у
Согласные звуки При произнесении согласных воздух встречает преграду, которую создают губы, зубы, язык, мягкое нёбо.
Согласные звукитвёрдые и мягкие
УПРАЖНЕНИЕ на развитие фонематического восприятия. Закройте глаза и произнесите звуки м – м’, б – б’. Почувствуйте, что при произнесении твёрдых согласных язык спокоен, а при произнесении мягких – язык напрягается, приближается к зубам, поднимается к нёбу. Губы также более напряжённые.
Согласные звонкие и глухие.Звонкие согласные состоят из голоса и шума.Глухие – только из шума.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие фонематического восприятия. Прижмите уши руками, произнесите звуки: б – п, з – с, д – т. Если в ушах звенит, значит это звонкий согласный. Если не звенит – глухой.
Игра «Город звуков» Цель: дифференциация гласных и согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих). Однажды звуки потерялись… Поможем им добраться домой. Потерялся звук [о]. Куда ему идти? Потерялся звук [в’]. Куда ему идти? И т. д.
Сказка о Хитром звуке. Жил-был Звук [й ‘]. Он любил важничать, потому что для него придумали отдельную букву. Но и этого ему было мало. Стал звук [й ‘] прятаться за другие буквы: е, ё, ю, я. «Ведь ты же согласный,» - говорили ему. Но Хитрый звук продолжал прятаться за гласные. Когда его не видно, его называют йот и обозначают [i].
Игра «Хитрый звук» Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
Спасибо за внимание!