МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Михайловка Калининского района Саратовской области» Методический сундучок В гостях у Лексики. Знакомьтесь – омонимы! Выполнила учитель русского языка и литературы Самохина Марина Викторовна.
Характеристика незнакомца Что в имени его… Особые приметы. Друзья-товарищи. Заметки о незнакомце. Надо знать в лицо.
Что в имени его… Омо,нимы. (греч.) о,мос – одинаковый о,нима - имя
Особые приметы. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению. Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала – не видно. Вдруг журчащий увидела ключ. Да не этот ей нужен, как видно. Я. Козловский
Омонимы бывают Полные Слова одной и той же части речи. Совпадают по звучанию и написанию во всех грамматических формах. Лук. Лук.
Частичные Слова разных частей речи. Совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах. Выделяют: омоформы - совпадение только отдельной формы слов: мой (мест.) – мой (глаг.) омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию: в густом лесу – рыжую лису. омографы – пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за,мок – замо,к.
Друзья-товарищи.Не путайте многозначные слова и омонимы! Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений, все их значения связаны между собой.
Коса Омонимы –разные слова, в значениях которых нет ничего общего.
Заметки о незнакомце.В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером. Например: Бор1, - а, о бо,ре, в бору,, мн. боры,, м. Сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте. В бору водятся глухари. Бор2, - а, м. Стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле. Зубной врач использует в работе бор.
Надо знать в лицо. Найдите все разновидности омонимов. 1. Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. (А. Шибаев.) 2. Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: Где вы были? – У лисички! Что вы ели там? – Лисички! (А. Шибаев.) 3. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть? (Я. Козловский)
Какие лексические значения имеют данные слова? Составьте с ними словосочетания. больничный Лист берёзовый работе Мешать ложкой печь Затопить корабль
Докажите правильность написания. 1. ПримИрять – примЕрять. 2. СтОрожил – стАрожил. 3. СвИла - свЕла. 4. СпЕши – спИши
Найдите слово, которое имеет омонимы Говядину можно тушить с овощами. Рысь – осторожное и ловкое животное.
Впереди нас ждут новые знакомства с жителями страны Лексика. Но это уже другая история… До новых встреч!
Использованные источники печатные: 1. Брякин В.В. Лингвистическая игра: теория и практика: Учебно методическое пособие.- Балашов: Весы, 2002. 2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 96 с. 3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 36-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 4. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы / С.И. Львова, И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева.- М.: Эксмо, 2007. 5. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2010.-208 с. 6. Савко И.Э. Весь школьный курс русского языка: пособие для учащ. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – Мн.: Современный литератор, 2002. - 768с. электронные: 1. http://www.uchportal.ru/ 2. http://rus.1september.ru